В результате пандемии рынок курьерской доставки, и без того росший как на дрожжах, в 2020 году подскочил как ошпаренный. Особенно сегмент доставки готовой еды: в России по итогам года он вырос на 47% и составил 19,7% общего оборота общепита (в 2019-м было 10,5%). Это в целом. А, например, у сервиса «Доставка Яндекс Go» с марта по ноябрь рост был 13-кратный. По словам Зои Австрийской, представителя сервиса, спрос на доставку самых разных товаров — продуктов, лекарств, хозяйственных товаров — продолжает стремительно расти. Сейчас через сервис «Доставка Яндекс Go» заказывают более миллиона доставок в неделю.
Онлайн-гипермаркету «Перекресток Впрок» (входит в Х5 Retail Group) из-за ажиотажного спроса в прошлом году пришлось временно привлекать аутсорсинговые службы доставки, а собственный автопарк был увеличен на 20%. В планах этого года его дальнейшее расширение.
Представители Delivery Club утверждают, что в мае 2020 года сервис впервые выполнил рекордные 5,5 млн заказов в месяц (за исключением заказов навынос и продуктов питания)» и остается не ниже этого уровня. В компании с оптимизмом смотрят и на 2021 год, считая, что это будет «один из самых активных периодов развития как нашей компании, так и российского рынка доставки в принципе».
Схожего мнения придерживаются в «Тануки»: люди привыкли заказывать еду на дом, оценили удобство онлайн-покупок и не станут отказываться от них. При этом, как отмечает директор по e-commerce бренда TanukiFamily Александра Тиунова, «скорость доставки — одно из ключевых направлений, в рамках которого соревнуются компании на рынке e-commerce, и одна из главных составляющих качества сервиса. Люди больше не готовы подолгу ждать заказа, в особенности если речь идет о еде».
Так что предпосылок даже для корректировки, не говоря о падении, не предвидится, и причина тому не столько продолжение пандемии, сколько изменение потребительских привычек. А также слом традиционных производственных цепочек. Так, основа «скромного обаяния буржуазии», классические кафе, все чаще урезают кухни, прибегая к аутсорсинговым услугам dark kitchens (кухонь-фабрик, работающих только навынос). А рестораны более высокого сегмента, напротив, наращивают услуги продажи навынос своих блюд.
Как результат, спрос породил резкое расширение доставочного бизнеса — и крупных специализированных компаний, и относительно скромных структур, принадлежащих сетям супермаркетов и пиццерий, а трендом последних месяцев стал спрос со стороны небольших сетевых кафе (а то и ресторанов-одиночек) на создание собственных служб доставки.