Восьмого марта в поселок Старомихайловка на окраине Донецка прилетело, согласно официальным данным ДНР, 30 снарядов разных калибров. На следующий день там был Андрей Лысенко, по профессии железнодорожник. В свободное от работы время он занимается помощью мирным жителям в прифронтовых районах на средства друзей и подписчиков в фейсбуке. Лысенко работает без большого пафоса, просто грузит в багажник старенькой легковушки продуктовые наборы и развозит по домам, сами жители ему сообщают, кто из соседей больше всего нуждается. В этот раз он, в частности, помог семье, в которой семеро детей. Они уже почувствовали перемирие: в конце февраля к ним прилетел осколок прямо в огород. Вечером 9 марта местные жители увидели светящиеся шары. Скорое всего это был обстрел с БМП-2, такого вооружение здесь не применяли давно.
Новое обострение на Донбассе началось в феврале после прямых призывов руководителя украинской делегации в Минской группе от Украины Леонида Кравчука «на каждый выстрел отвечать выстрелом». Загрохотало 20–21 февраля, по совпадению или случайно, но сразу после инаугурации Джо Байдена. Относительное перемирие (локальные минометные и стрелковые дуэли есть всегда на наиболее острых участках) держалось с 27 июля 2020 года и было заключено в другой политической ситуации: местные выборы в Украине, которые состоялись осенью прошлого года, требовали мирной риторики.
Пятого марта, по официальным данным, погибло трое военнослужащих ДНР и был ранен мирный житель в той же Старомихайловке. Украинская сторона тоже сообщает о погибших.
— Снова используется крупная артиллерия, 152-й калибр, «Гиацинты» (буксируемая 152-миллиметровая пушка) и прочее. Это говорит о том, что происходит что-то необычное, замечает Александр Ходаковский, один из самых уважаемых в ДНР военных, создатель батальона «Восток».
Лысенко подтверждает: очень серьезное обострение. Он подтверждает использование «Гиацинтов» и вносит ясность вопрос об использование «Градов» в районе Депо «71-й километр»: «Это были единичные залпы боезарядами типа «Град», но, к счастью, не реактивные установки залпового огня».
Андрей Лысенко вообще не склонен преувеличивать не без того невеселую ситуацию. По его мнению, несмотря на использование крупной артиллерии на линии разграничения, украинские войска стали стрелять гораздо точнее, чем раньше. Попаданий в жилые кварталы не так много, гибнут пока военные. Впрочем, в поселке Александровка, по его словам, снайперы работали не только по военным, но и по мирным гражданам.