В 2021 году лесная промышленность получила документ, который определит ее развитие на ближайшие десять лет. Цифровизация, лесовосстановление, борьба с пожарами и незаконной заготовкой — вот основные задачи, которые поставила Стратегия развития лесной отрасли до 2030 года перед Рослесхозом. О вызовах, которые стоят сегодня перед ведомством, в интервью «Эксперту» рассказал замглавы Минприроды — глава Рослесхоза Сергей Аноприенко.
— Важнейшим документом для отрасли сегодня является Стратегия развития до 2030 года. С чем связаны изменения, внесенные в документ, по сравнению с его «прототипом» образца 2018 года?
— Новая редакция Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года была доработана с учетом национальных целей развития России, утвержденных президентом в прошлом году. Среди этих целей создание комфортной и безопасной среды, а лес играет в ее создании важнейшую роль. Новый документ, учитывая проблемы и задачи лесопромышленного комплекса, решает их без ущерба для экологической составляющей. Он призван сделать лес более прибыльным, увеличить его вклад в ВВП, но делает это с учетом природоохранной функции леса.
Мы поэтапно переходим на интенсивную модель ведения лесного хозяйства, когда формировать поспевающие леса можно быстрее за счет выборочных рубок, в результате чего оборот рубки сокращается, а съем древесины с одного гектара растет. Это позволяет снизить ущерб природе, увеличивая экономическую отдачу. Такая практика успешно зарекомендовала себя в других лесных странах и, уверен, даст свой результат и у нас. Разумеется, делать мы это будем в тех регионах, где интенсивная модель целесообразна с учетом природно-климатических факторов, социально-экономических условий, качественных и количественных характеристик лесов.
— Если говорить о работе всего лесного комплекса страны, что дает Стратегия ему?
— В результате ожидается прирост добавленной стоимости, создаваемой предприятиями отрасли, до 1,14 триллиона рублей, увеличение вклада лесного комплекса в ВВП до полутора процентов. Число работников, занятых в лесном комплексе, вырастет до 820 тысяч человек, налоговые поступления в бюджет — до 215 миллиардов рублей, а поступления в бюджетную систему за использование лесов — до 200 миллиардов рублей.
Сегодня предусмотрен комплекс мер, в том числе по цифровизации отрасли, развитию механизмов лесовосстановления и создания лесных питомников, поддержке перерабатывающих предприятий и расширению сети лесных дорог и других.
То есть подход к стратегическому ведению лесного хозяйства пересмотрен полностью. Изменения предстоят колоссальные, каждое из запланированных мероприятий внесет свою лепту в общую картину. Одну из важнейших ролей будет играть цифровая трансформация, старт которой уже дан.
Мы также вносим коррективы и в процесс восстановления лесов. Новый документ повышает в этом процессе вклад региональных лесхозов. Они должны стать профессиональными исполнителями лесохозяйственных работ, в том числе по компенсационному лесовосстановлению. Учитывается и лесопожарная тематика. Задача — быстрее реагировать на лесные пожары, ликвидировать их уже в первые сутки после обнаружения.
Приоритетное внимание в стратегии уделяется и переориентации отрасли с экспорта необработанных лесоматериалов на производство продукции с высокой добавленной стоимостью. На эти цели будут направлены мероприятия по совершенствованию инструментов господдержки, в том числе таможенно-тарифной политики, что должно придать стимул для открытия новых предприятий и создания рабочих мест. То есть реализация стратегии должна способствовать повышению привлекательности условий для запуска крупных инвестиционных проектов.
Детализированы все мероприятия будут в дорожной карте, сейчас Минприроды, Рослесхоз и другие ведомства работают над ней.
— Президент также поручил запустить информационную систему, включающую в себя Государственный лесной реестр в электронной форме. Создана ли такая система? Есть ли результаты?
— Запуск системы — дело ближайшего будущего. Федеральную государственную информационную систему лесного комплекса (ФГИС ЛК) необходимо запустить к 2023 году. Пока же мы расширяем функционал ЛесЕГАИС. На основе именно этой, уже модернизированной, платформы и планируется создание ФГИС ЛК.
Сейчас мы тестируем обновленную ЛесЕГАИС в нескольких регионах в порядке эксперимента. Среди них Вологодская область, Архангельская, Тверская и Иркутская. Подключаем склады, проверяем новые алгоритмы работы. С 1 июля 2021 года вносить в ЛесЕГАИС все данные о древесине, ее объеме, движении, начиная с заготовки и заканчивая продажей и переработкой, станет обязательным для всех участников рынка.
Протестировать новый функционал ЛесЕГАИС можно уже сейчас в любом из регионов, не только экспериментальном. Пользователь может учиться работать с обновленным ресурсом, что удобно. Сейчас в тестовом режиме сделки не блокируются, в рабочей же ситуации с 1 июля недостоверные данные повлекут за собой блокировку сделки.
— Ждут ли российскую лесную отрасль еще какие-то законодательные изменения в ближайшее время?
— В ближайшие годы ее ждут масштабные изменения. Базовый закон, в соответствии с которым проводится цифровая трансформация лесного комплекса, принят, в феврале он вступил в силу. Но это лишь отправная точка. Предстоит принять еще 27 нормативно-правовых актов, которые позволят закону о цифровизации заработать в полном объеме, 11 из них — в этом году.
Эти акты направлены на проведение в 2021 году эксперимента по передаче полномочий федерального государственного лесного надзора Рослесхозу, на утверждение требований к учету, перевозке и хранению древесины, будут утверждены новые отчеты об обороте древесины, изменится порядок подачи лесных деклараций.
В следующем году предстоит принять остальные 16 актов. Они также будут регламентировать создание и работу ФГИС ЛК, ведение Государственного лесного реестра на федеральном уровне и ряд других вопросов цифровизации лесного комплекса.
— Каковы наиболее острые проблемы лесной отрасли на сегодняшний день, с вашей точки зрения? Как Минприроды и Рослесхоз решают их со своей стороны?
— Особого внимания и системного подхода требуют несколько направлений. Это нелегальная заготовка древесины, лесные пожары, устаревшие данные по лесоустройству. Работа идет по всем этим вопросам, мы получаем определенные позитивные сдвиги.
В прошлом году более чем в половине регионов страны снизились объемы незаконной рубки, положительную динамику мы зафиксировали в 47 субъектах. В 2020 году удалось выявить на три процента больше противоправных случаев, чем годом ранее, а общий объем незаконной древесины по стране снизился на четыре процента — до 1,1 миллиона кубов. Это менее одного процента легальной заготовки древесины, которая в 2020 году составила 217 млн кубометров. Но это только выявленная нелегальная рубка. Сколько незаконно заготовленной древесины находится в сером обороте, поможет выявить модернизированная ЛесЕГАИС.
Что касается борьбы с лесными пожарами, тут большую роль играет обновление автопарков спецтехники. С 2019 года в России действует федеральный проект «Сохранение лесов» в рамках нацпроекта «Экология». За два года его работы регионы закупили более 25 тысяч единиц лесопожарной техники и оборудования на 9,5 миллиарда рублей. В этом году на такие закупки из федерального бюджета направлено еще 4,7 миллиарда рублей. Эффективность таких мер очевидна: средняя площадь одного лесного пожара в прошлом году снизилась на 28 процентов.
Вопрос актуализации лесоустройства сейчас тоже находится на особом контроле. Это направление включено в правительственный план декриминализации лесного комплекса, который предполагает передать полномочия по лесоустройству на землях лесного фонда на федеральный уровень.
— В России подведен итог первого цикла государственной инвентаризации лесов (ГИЛ). Зачем это было нужно, что показали результаты?
— В конце прошлого года мы завершили первый цикл ГИЛ, который начался в 2007 году. Инвентаризация охватила все 85 регионов и лесной фонд страны площадью около 1,2 миллиарда гектаров. ГИЛ необходима для того, чтобы точно знать, какие леса произрастают в стране, в каком состоянии они находятся, чтобы бережно, рационально использовать лес, держать баланс его промышленного использования и экологической функции.
Итоги первого цикла подводятся, это огромный массив данных, его обработка продлится до конца 2021 года. Но мы уже получили информацию об общем запасе древесины в нашей стране — это 102,2 миллиарда кубометров. Сколько это? Напомню, что фактический объем заготовки древесины в нашей стране за весь прошлый год составил 217 миллионов кубометров, то есть около 0,2 процента от общего запаса.
В этом году мы запускаем второй, повторный цикл ГИЛ, чтобы посмотреть, как изменятся эти показатели в динамике.
— Как Рослесхоз работает в направлении лесовосстановления в целом? Какие ведутся мероприятия, насколько они успешны?
— Площадь лесовосстановительных работ в стране существенно выросла с началом федерального проекта «Сохранение лесов». Если раньше такие мероприятия охватывали около 800 тысяч гектаров в год, то сегодня уже около 1,1 миллиона гектаров. К 2024 году, когда завершится федпроект, площадь ежегодного лесовосстановления должна достичь 1,5 миллиона гектаров — именно столько необходимо для того, чтобы сбалансировать площади леса, который в силу разных причин выбывает, и того, который восстанавливается.
— В этом году пока не слышно о больших пожарах, которые всегда становятся огромной проблемой. Принимаются ли сейчас какие-то превентивные меры, чтобы не допустить катаклизмов?
— Эта работа не прекращается никогда. Как только мы закрываем пожароопасный сезон, сразу начинаем готовиться к следующему. В декабре прошлого года мы поручили департаментам лесного хозяйства по федеральным округам взять на контроль подготовку регионов к сезону 2021 года.
Сейчас пока еще почти везде лежит снег, подготовка ведется на организационном уровне. Большая задача на этот год — открыть в Сибири лесопожарный центр «Север». Правительство выделило на это пять миллиардов рублей. Он будет базироваться в Красноярском крае, Иркутской области и Забайкалье, и мы рассчитываем, что он поможет быстрее реагировать на возгорания в отдаленных районах Сибири и Дальнего Востока.
Кроме того, регионы готовят сводные планы тушения пожаров, Рослесхоз их согласовывает. Подтвердить свою готовность к пожароопасному сезону субъекты смогут после выездных проверок Рослесхоза, в ходе которых мы смотрим, чтобы заявленное на бумаге соответствовало фактическому положению вещей.
Чем ближе к весне, тем напряженнее работа. Как только снег сойдет, размышлять и прикидывать, где взять людей, где взять технику, будет некогда, к этому моменту все должно быть в боевой готовности.