По состоянию на 18 марта в России сделано 8,3 млн инъекций вакцин против COVID-19. По общему количеству уколов это одиннадцатый результат в мире. Правда, в расчете на сотню жителей мы с 5,4 укола находимся в рейтинге вакциноактивных стран гораздо ниже, в третьем десятке. Некоторым формальным утешением может служить то, что в Китае и Индии, занимающих второе и третье места по общему числу уколов, удельные показатели еще ниже.
Но хочется не утешений, а ясности. Как получилось, что, создав и первой в мире зарегистрировав вакцину против коронавируса, наша страна отстает от лидеров по темпам вакцинации?
В последние недели неоднократно можно было прочесть жесткое обвинение в адрес властей России как в оппозиционной прессе, так и в соцсетях в таком духе: «Вакцину поставляют за рубеж, а в России граждане не могут привиться». Это серьезное обвинение, но очевидно ложное.
Вакцины «Спутник V» за рубежом пока почти нет. Поставляются небольшие партии для испытаний и регистрации, а массовое производство для заграницы планируется и разворачивать за границей. Впрочем, государственная риторика подталкивает граждан к таким подозрениям, потому что у нас принято бравурно сообщать о международных успехах нашей вакцины, критиковать неудачи и проблемы с вакцинацией за рубежом. А вот обсуждать нашу реальную ситуацию принято реже.
Спору нет, «Спутник V» — отличная вакцина, а ее разработчики — герои. Хочется верить, что и две другие российские вакцины — «ЭпиВакКорона» и «КовиВак», производство которых разворачивается, тоже покажут высокую эффективность и безопасность.
Но мы столкнулись с тем, что наша фармацевтическая отрасль по мировым меркам и для обеспечения жизненных потребностей очень мала.
Вообще, в мире не так много стран и регионов, где есть большая фармацевтика. Мировые лидеры — это всего десяток компаний в США и Западной Европе плюс производственная площадка с центром в Индии. Вакцина компании AstraZeneca по эффективности хуже, чем «Спутник V» (62% против 92%), зато, несмотря на все скандалы, AstraZeneca может произвести в этом году три миллиарда доз вакцины. Несчастная Украина начала получать индийскую вакцину «Ковишилд», сделанную как раз по лицензии AstraZeneca.
Не исключено, что лицензионное производство «Спутника V» сможет кое-где пробить брешь в монополии и выровнять мировое неравенство в доступе стран и народов к хорошим вакцинам.