Дистанционное образование проникает в нашу жизнь все глубже. Один из авторов этой статьи — активнейший блогер-математик, с каналом на 130 тысяч подписчиков. Интернет-уроки, вебинары, видеокурсы в огромном количестве «растеклись» по интернету, причем во многих случаях доступ к образовательным ресурсам абсолютно свободный. Многие школьники России активно пользуются интернет-ресурсами для подготовки к экзаменам, самостоятельного образования и интеллектуального роста.
Все это можно только приветствовать. Но есть одно «но».
Дистанционное обучение ни в коем случае не должно стать базовой моделью образования. Опыт вывода практически всего образования в дистант, который мы получили во время пандемии, кажется, должен отвратить нас от этой идеи. Все ответственные лица, начиная с президента страны и включая министра просвещения, в один голос утверждают, что цифровизация образования не означает перехода от очных форм обучения к дистанционным. Это лишь дополнительные образовательные возможности. Тем не менее цифровая образовательная среда активно строится.
Поводы для беспокойства
Во-первых, существует значительное число людей, сделавших ставку на максимальное внедрение дистанционных практик. Это и представители соответствующего бизнеса (поставщики онлайн-решений, производители оборудования и т. д.), и эксперты, готовые принять участие в разработке онлайн-методик и программ, а при случае и занять интересную позицию в новых структурах. На сайте МГПУ есть страничка «Образование 2025», которая определена как форсайт-буклет. Материал был выложен еще до пандемии, и там есть весьма интересные мнения. Например, Екатерина Лавренова, победитель конкурса концепций создания Института цифрового образования, дает такой прогноз: «Если выразить суть образования будущего, то этим словом окажется цифра, цифровое образование. Происходящее сейчас невероятное развитие интернета и мобильных технологий будет только набирать силу. И эта сила в корне поменяет обычные практики».
Эксперты МГПУ предсказывали развитие образовательных проектов по модели Московской электронной школы (МЭШ), а потом, как мы знаем, грянул локдаун, и МЭШ получила небывалое преимущество по сравнению с традиционной школой.
В марте 2020 года ЮНЕСКО провела видеоконференцию специальной группы министров образования. Выводы, к которым пришли участники: вызванный пандемией кризис открыл путь для переосмысления практик образования, позволил в кратчайший срок достичь большего прогресса в области цифрового и дистанционного обучения, чем за последние десять лет, изменил представления о предоставлении образования в будущем.