Группа семи

10 мая 2021, 00:00
EPA/ANDY RAIN / POOL/ТАСС
Министры иностранных дел G7 «сверили часы» перед саммитом группы

В Лондоне состоялся саммит глав внешнеполитических ведомств стран «большой семерки». На встречу были приглашены министры иностранных дел Австралии, Индии, Южной Кореи, ЮАР и Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. Присутствие главы внешнеполитического ведомства Евросоюза за одним столом с министрами иностранных дел Франции, Германии и Италии, входящих в ЕС, выглядело несколько странным. Впрочем, все давно привыкли к тому, что позиции ЕС и европейских тяжеловесов, Парижа и Берлина, могут не совпадать, а саммит дал им возможность лишний раз встретиться и обсудить внутренние противоречия. Индия, страдающая от резкого роста заболеваемости коронавирусом, пострадала и на саммите: члены ее делегации оказались инфицированными, и она удалилась на самоизоляцию. Пандемия наложила отпечаток и на регламент проведения саммита: его участники сидели за круглым столом, разделенные прозрачными перегородками, словно в отдельных аквариумах, а часть глав внешнеполитических ведомств была еще и в масках.

На саммите традиционно не присутствовали Россия и Китай, но значительная часть времени на нем была посвящена этим странам. Москву подвергли дежурным порицаниям за ситуацию на востоке Украины, «аннексию Крыма» и арест оппозиционера Алексея Навального. Однако за такими словами скрываются диаметрально противоположные позиции стран G7 по вопросам экономического сотрудничества с Россией. По результатам переговоров главы МИД Германии Хайко Мааса с госсекретарем США Энтони Блинкеном стороны не скрывали, что каждая осталась при своем мнении по поводу строительства газопровода «Северный поток — 2».

«Большая семерка» критиковала Пекин за насилие, применяемое к уйгурам в китайской провинции Синьцзян, и за подавление протестов в Гонконге. Кроме того, участники саммита обсудили общую стратегию действий в отношении Китая. Отсутствие Китая (второй экономики мира) в рядах «большой семерки» не должно вызывать удивление. Аббревиатура G7 произошла не от английского слова great («большой», «великий»), а от слова group («группа»). Эта группа из семи стран (и некогда по совместительству крупнейших экономик мира) явно не настроена на поиск компромиссов с Китаем, а готова к длительному противостоянию по примеру холодной войны с СССР.

Помимо этого предметом обсуждения стали события в Мьянме (там произошел военный переворот), ситуации в Ливии, Сирии, в странах Африки, а также обстановка на Западных Балканах.

Ждать кардинальных решений от саммита глав внешнеполитических ведомств «большой семерки» не следовало, поскольку это была встреча для «сверки часов» перед полноценным саммитом глав государств G7, который пройдет в Великобритании 11–13 июня. Кроме того, ранее президент США Джо Байден предложил президенту России Владимиру Путину встретиться этим летом в Европе. Их встреча может состояться перед встречей «большой двадцатки» и внести существенные коррективы в повестку саммита. В таком случае Россия, в отличие от Китая, также формально не входящего в клуб семи государств, имеет шанс на то, что ее позиция будет учтена при обсуждении мировых проблем.