Доля нелегального табака на российском рынке, согласно исследованию аналитического агентства Kantar TNS, по итогам первого квартала 2021 года составила 10,7%, после того как в третьем квартале 2020-го она опустилась до 7% (по данным исследовательской компании Nielsen). Несмотря на все прилагаемые усилия, ключевая проблема — нелегальный ввоз сигарет из стран ЕАЭС.
В лидерах по поставкам по-прежнему Белоруссия. Возможность получать огромный доход белорусским производителям дает крайне низкая акцизная нагрузка внутри страны. В итоге они активно эксплуатируют преимущества единого таможенного пространства.
Только за прошлый год доля нелегальных сигарет из этой страны выросла более чем в полтора раза. По данным того же Kantar TNS, порядка 22% занимают сигареты под брендом «Корона», а в целом белорусские сигареты занимают 45% всего нелегального импорта в Россию. Ключевое преимущество нелегальных сигарет — их стоимость, которая, как правило, в рознице в два, а то и в три раза ниже, чем у маркированной пачки: 50–70 рублей против 120‒130 рублей за пачку в 2021 году.
«Введение дополнительных акцизов только способствует развитию теневого рынка. Его игроки не подконтрольны никому, и рост цены только делает их бизнес все более выгодным. Кроме того, нельзя не учитывать, что население возвращается к потреблению обычных сигарет. Этому способствуют законы, которые приравнивают электронные сигареты, вейпы к обычным сигаретам. Плюс сейчас многие торговые центры вновь организуют места для курения», — отметил член общественного совета территориального органа Росздравнадзора правительства Москвы Юрий Капштык.
Война с переменным успехом
Итоги прошлого года подарили российскому рынка надежду: доля нелегального табака впервые за пять лет снизилась — по данным Nielsen, по сравнению с 2019-м она сократилась почти на 45% в третьем квартале 2020-го (с 15,6 до 7%).
Системные меры государства и бизнеса, направленные на борьбу с теневым рынком, сказались и на табачной промышленности. Так, объемы производства табачной продукции в стране выросли на 2,5%. При том что годом ранее, в 2019-м, индекс промпроизводства по этой категории провалился на 10 пунктов по сравнению с 2018 годом.
Помимо коронавируса и очевидных проблем с пересечением границ и разрывом налаженных нелегальных цепочек сбыта эксперты и участники рынка называли еще несколько причин.
Во-первых, полномасштабный запуск цифровой маркировки табачной продукции. С 1 июля 2020 года была запрещена продажа сигарет без цифрового кода, при этом годом ранее было запрещено производство и ввоз сигарет без маркировки. Теперь на каждой пачке есть информация о том, где и когда она была произведена и какой путь проделала от конвейера до прилавка.