Апокалиптические кадры годичной давности из пораженного эпидемией китайского Уханя напугали реальный мир — и показали мир будущего, мир самоходных роботов. Роботы-дезинфекторы, роботы-уборщики… и роботы-доставщики. Большей частью это самоходные торговые автоматы или микрофургончики размером с квадроцикл, рассчитанные на передвижение по проезжей части в районах малоэтажной застройки (тех же кампусах) с низким трафиком.
Дальше — больше: в стремлении сократить контакты человека с человеком, дабы не множить число заболевших, вспомнили и о машинках поменьше — чтоб прямо к подъезду привезли по тротуару заказанные в ближайшем магазине продукты. Вспомнили — и оживились: американские магазины и муниципалитеты начали заключать договоры на экспериментальное использование эстонских Starship, а Amazon и FedEx расширили программы доводки своих аппаратов.
В бурном потоке новостей о дронах и перспективах беспилотности того времени появление на публике нового проекта «Яндекса» — роботов-курьеров «Яндекс.Ровер» — прозвучало почти что буднично. Тем более что форм-факторы и габариты новинки и ее аналогов были схожими. Немногие вспомнили, что у «Ровера» есть неоспоримый аргумент против конкурентов: алгоритмы и технологии, отработанные за сотни тысяч километров на беспилотных автомобилях «Яндекса».
Опыт доводки первых «Роверов» (и шасси, и кузова, и беспилотного оборудования, и софта) в реальных условиях доставки породил уже вторую серию машин. И они принимают заказы на доставку продуктов на Ходынке и в Хамовниках, а также в районе делового квартала «Белая площадь» у Белорусского вокзала в Москве — и в казанском Иннополисе. А в ближайшие недели территорию вторжения «Яндекс.Роверов» пополнит еще и Москва-Сити, где «Роверы» уже замечены: они обкатывают будущие маршруты.
Избушка на круглых ножках
Внешне «Яндекс.Ровер» до степени смешения похож на конкурентов — такая же округлая коробочка на шести колесиках. Хотя и симпатичная: дизайнеры в «Яндексе» не из последних (по неофициальным данным, автор экстерьера — Борис Тарасов, набивший руку еще в Marussia Motors). Но похожесть обманчива: на поверку машина оказывается классом выше «иномарок». В первую очередь по электронной начинке. Если другие «пешеходные рободоставщики» из экономии, как правило, ограничиваются камерами да знанием карт, а значит, слепы, как кроты, в серьезную непогоду, то здесь всепогодно, потому что капитально и по науке.