С высоты полета квадрокоптера, запущенного среди курских полей и лесов, взору вдруг открывается завораживающая картина — белая сверкающая крыша огромного сооружения, декорированный цветным кирпичом фасад с гигантскими светоотражающими окнами и ближней перспективой ухоженной зеленой поляны, виднеющиеся неподалеку поля со стогами сена. Что это — секретная лаборатория, животноводческая ферма, экопоселение? Собственно, все три варианта отчасти верны. За этими стенами в темноте и тишине, при повышенной влажности появляются создания, имеющие признаки растений и животных: тысячи нежных шампиньонов, для которых здесь созданы идеальные условия.
Хозяин этого шампиньонного рая — компания «Грибная радуга», отечественный лидер производства культивируемых грибов. Она запустила свои теплицы в 2017 году, а сегодня уже производит более 20 тыс. тонн продукции, или каждый пятый российский шампиньон. При этом мощности производства позволяют увеличить выпуск еще в полтора раза. Это стало возможным благодаря огромным инвестициям в агрокомплекс: только четвертая очередь, строительство которой завершилось в прошлом году, обошлась инвестору в 2,9 млрд рублей, общий же объем инвестиций за четыре года составил около 10 млрд рублей при планируемом сроке окупаемости восемь лет.
Свой проект «Грибная радуга» реализует на фоне бурного роста рынка: по оценке самой компании, несколько лет подряд спрос на культивируемые грибы прирастал на 20–40% в год, и еще никто не знает, «какой объем у этого ведра». В 2020 году рынок проглотил 122 тыс. тонн грибов, приблизившись к отметке 15 млрд рублей. В «Грибной радуге» верят, что еще по крайней мере четыре года спрос будет расти прежними темпами, а в течение десяти лет достигнет 220 тыс. тонн. Если же ориентироваться на европейские стандарты потребления — от 2,5 до 4 кг тепличных грибов на человека в год, то в России с ее нынешними 0,8 кг на душу населения рост спроса может быть и более значительным — до 300 тыс. тонн и выше.
Марш-бросок на полупустой рынок