«Нам повезло, что после первого этапа сбора аналитической информации по производству, который закончился к середине апреля, в мае завод получил большой заказ на выпуск примерно 40 единиц фургонной техники, — рассказывает Сергей Юрин, руководитель проектов Федерального центра компетенций (ФЦК; оператор нацпроекта “Производительность труда”). — Раньше они делали на этом потоке 26 машин и уже “подпрыгивали”. А теперь могут делать 35. Этот заказ позволил показать, зачем нужны перемены. Мы смогли быстро определить проблемы и начать устранять низко висящие потери». Имеются в виду те потери, которые легче всего увидеть невооруженным глазом, поясняет г-н Юрин.
Уральский завод спецтехники (УЗСТ, Челябинская область) вступил в национальную программу повышения производительности труда в прошлом году.
По словам Сергея Юрина, когда специалисты ФЦК ознакомились с предприятием, стало понятно, что попытки внедрить элементы системы бережливого производства здесь уже предпринимались: «Люди были не совсем нулевые». Но, как рассказал исполнительный директор УЗСТ Станислав Афанасенко, на системной основе такая работа на предприятии не велась. Хотя лично он проявлял инициативу развиваться в этом направлении — например, прошел программу РАНХиГС по подготовке управленческих кадров, причем темой его работы было именно внедрение элементов системы бережливого производства на предприятии. Но на УЗСТ была и группа сотрудников, которые относились к изменениям со скептицизмом, отмечает Сергей Юрин. Рабочей группе ФЦК почти всегда приходится сталкиваться на «подопытных» предприятиях с сопротивлением людей, занимающихся производством: они или не верят в возможность позитивных перемен, или верят, но убеждены, что это обязательно сопряжено с ростом нагрузки на них.
На УЗСТ много производственных потоков и участков, всего предприятие выпускает порядка 120 единиц специальной техники в месяц. Производить спецтехнику начали в 2006 году и почти сразу стали официальным поставщиком навесного оборудования для КамАЗа и автомобильного завода «Урал». УЗСТ постоянно расширял линейку своей продукции, дойдя уже более чем до 300 моделей специальной техники. Продукцию завода можно разделить на основную спецтехнику (от вахтового автобуса до паропромысловой установки) и прицепную (полуприцепы-цистерны, полуприцепы-тяжеловозы и проч.). В раздел основной спецтехники входит сборка разнообразной фургонной техники: это и фургоны общего назначения, и фургоны для перевозки взрывчатых веществ, фургоны-рефрижераторы, фургоны для передвижных лабораторий, жилые модули и др.