Небывалый для иностранных компаний в России размер штрафа, почти миллиард рублей (906 299 392,16), — таков итог разбирательства Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС) с американским гигантом Apple Inc. Эту внушительную сумму «яблочная» компания должна выплатить после жалобы двухлетней давности от российского производителя программных продуктов «Лаборатория Касперского».
В 2018 году Apple представила онлайн-сервис родительского контроля Screen Time. И на следующий год 11 из 17 приложений-конкурентов либо вообще пропали из контролируемого Apple магазина цифрового контента Apple Store, либо потеряли часть важных функций. Среди них было и приложение Kaspersky Safe Kids (KSK). «Лаборатория Касперского» обратилась в ФАС, обвинив Apple в ограничении конкуренции на рынке. В своей жалобе истец особо подчеркивает два вопиющих факта: прежде всего, согласно правилам Apple, попадающие в Apple Store приложения не могут повторять функциональность базовых программ, которые перед продажей предустановлены производителем на iPhone. И второй момент: Apple может отказать приложению без объяснения причин, не прописывая каких-либо четких правил.
Американская компания с обвинениями категорически не согласилась, заявив, что приложения «родительского контроля» удалялись исключительно из-за рисков для безопасности пользователей. Одновременно в Apple утверждают, что пытались помочь «Лаборатории Касперского» привести их продукт в соответствие с правилами магазина, но разработчик не справился с этой задачей. Российский регулятор встал на сторону «Лаборатории Касперского». «Было установлено, что Apple злоупотребила доминирующим положением на рынке распространения мобильных приложений на операционной системе iOS», — говорится в решении ФАС, которая предписала Apple выплатить взыскание и устранить нарушения.
Дань у Золотого моста
С момента своего появления мировые ИТ-гиганты поняли, что гораздо выгоднее не просто производить отдельные продукты, а зарабатывать на сервисах и услугах в рамках развития единой и по возможности закрытой экосистемы. Самая дорогая в мире американская Apple Inc., чья капитализация уже составляет 2,1 трлн долларов, достигла успеха именно благодаря тому, что не только развивает выпуск качественных продуктов, но и создает вокруг них широкий набор услуг. Apple выпускает такие известные во всем мире, а подчас и культовые устройства, как смартфоны iPhone, компьютеры Mac, планшеты iPad, приставки Apple TV, часы Apple Watch, наушники AirPods, мультимедийные устройства iPod. Больше всего денег — более 140 млрд долларов в год (данные за 2019-й) — компании приносят продажи айфонов. Сервисы — второй по значимости источник дохода для Apple: более 46 млрд долларов. Доход от продажи компьютеров Mac составил в 2019 году 25 млрд долларов, iPad — 21 млрд, других товаров — 24 млрд (см. график).