— Из-за пандемии и сложной внешнеполитической обстановки последний год был непростым для всех иностранных компаний в России. Каким он стал для американского бизнеса?
— Последний год, безусловно, был непростым, но для американских компаний он оказался, так сказать, лучше худших ожиданий. Например, я сегодня говорил с представителем компании General Motors, которая хоть и закрыла в России свое производство, однако в текущем году продажи автомобилей некоторых марок этого концерна в РФ увеличились более чем на 40 процентов. Да, из-за ковидных ограничений у многих компаний упала выручка, но вместе с тем сократились и расходы, связанные, например, с деловыми поездками. Хотя, конечно, разные индустрии пострадали по-разному. Например, американский гостиничный бизнес из-за пандемии переживает серьезный удар в России, как, впрочем, и в других странах.
— По официальным данным, объем накопленных инвестиций американского бизнеса в России оценивается на уровне 10–13 миллиардов долларов, что уступает показателям других стран – например, накопленные вложения компаний из Германии в РФ превышают 20 миллиардов долларов. Вы согласны с этими оценками?
— С такими оценками мы не согласны, показатели американских инвестиций в России гораздо более значимы. Вместе с компанией EY мы регулярно проводим опросы американских компаний — членов нашей палаты, в ходе которых они раскрывают свои инвестиционные показатели, а также привлекаем публичные данные. Согласно нашему прошлогоднему исследованию, общий задействованный капитал американских компаний в России составляет порядка 92 миллиардов долларов. Такая существенная разница с официальными оценками объясняется тем, что многие американские компании имеют международную структуру и их инвестиции в Россию идут не напрямую из США, а через третьи сраны. Например, часть капиталовложений, которые идут из Нидерландов, — это на самом деле инвестиции американского бизнеса. Еще один важный момент: многие американские компании работают в России свыше двадцати пяти лет, за это время их российские «дочки» заработали в РФ солидный капитал, который они реинвестируют здесь в свой бизнес, и эти значительные финансовые вложения тоже не учитываются и не попадают в официальную статистику, например, Министерства торговли США. Мы считаем, что в подсчетах инвестиций той или иной страны нужно «снимать» промежуточные юрисдикции. И, кстати, этот подход в последнее время поддерживают аналитики Всемирного банка. Это противоречие, скажем, хорошо иллюстрирует пример с американской Apple: согласно официальному отчету компании, ее торговля с Россией почти равна нулю. Но на самом деле в пользовании россиян очень много айфонов, айпадов и другой продукции этого производителя. Просто деньги, которые тратятся на них в России, идут в США через европейских или китайских посредников.
— США — основной российский геополитический противник, это недавно было официально объявлено на дипломатическом уровне. Как это отражается на американском бизнесе в России?
— Безусловно, острая геополитическая ситуация оказывает сильное давление на американский бизнес. Прежде всего это касается тех компаний из США, которые еще не работают в России. Негативная риторика в отношении России и соответствующий новостной фон приводят к тому, что им трудно принять решение начать деятельность на российском рынке. Правительство США негативно комментирует ситуацию в России, но также совсем недавно, впервые за период санкций, угроза в адрес американского бизнеса в России прозвучала из уст российского министра иностранных дел. Этого раньше никогда не было, и нас это настораживает. Если прогнозировать ситуацию в совсем негативном свете, то вопрос стоит так: кто выгонит американские компании из России — будет ли это американское правительство или российские власти? Тут мнения разнятся, большинство считает, что нас выгонят американцы, а не россияне. Хотя, повторюсь, теперь мы слышим угрозы в наш адрес и со стороны российских властей.
— В каких отраслях российской экономики американский бизнес наиболее значим?
— Американские компании работают во многих секторах экономики. Начнем с продуктов широкого потребления. Здесь активны такие компании, как Coca-Cola, Mars, McDonald’s, PepsiCo, Procter & Gamble и другие. Войдите в российский магазин, и вы увидите, что продукция этих компаний занимает видное место и имеет значимую долю в потребительской корзине российских граждан. С точки зрения развития инфраструктуры американские компании присутствуют, например, в нефтегазовой отрасли: ExxonMobil, Baker Hughes давно работают в России, у них здесь успешно развиваются дочерние структуры. Много инфраструктурных проектов в России имеет американская компания GE, в российской авиационной отрасли многие предприятия сотрудничают с Honeywell, United Technologies, которые, например, принимают участие в разработке российского самолета МС-21. Boeing в России имеет огромный проект с «ВСМПО Ависма», их совместный завод по обработке титана — самый крупный в мире, и недавно было объявлено, что он будет расширяться. В химической промышленности такие американские концерны, как, например, Dow Chemical, производят в России полимеры и другие сложные продукты. В автопроме компания General Motors хотя и свернула в России производство, однако продолжает продавать машины, а компания Ford успешно сфокусировалась на совместном выпуске в РФ коммерческих автомобилей. Видное положение американские компании занимают в российском гостиничном бизнесе — это известные бренды, как Four Seasons, Hilton, Holiday Inn, Hyatt, Radisson и другие. Заметно присутствие американских компаний в здравоохранении — это такие крупные игроки, как, например, Pfizer и Johnson & Johnson, медицинское оборудование поставляют компании GE, Medtronic, американское подразделение Philips. Работают в России американские компании и в сфере ИТ — Apple, Cisco, Google, HP, IBM, Intel, Microsoft, Oracle и многие другие. Динамичен консалтинговый и юридический бизнес — Deloitte, EY, KPMG, McKinsey и другие, они связаны с крупными проектами в российской экономике. Правда, некоторые американские юридические компании из-за санкций работать в России не могут, официально они тормозят свою деятельность, но при этом работающие здесь американские юристы открывают российские фирмы, чтобы продолжать работать с крупными российскими заказчиками.
— Чувствуют ли американские бизнесмены в России напряженность на бытовом уровне? И ощущается ли давление на работающие в РФ американские компании в самих США?
— Нет, в повседневной жизни напряженности нет, может, что-то подобное было раньше, в 2014–2015 годах, но с тех пор к ситуации привыкли, на бытовом уровне все успокоилось. Последний виток напряженности между Россией и США, связанный с обвинениями в кибератаке на SollarWinds, с Навальным, обострением на границе с Украиной, ответом невпопад Байдена про Путина — все это нас, безусловно, волнует. Что же касается американских компаний в США, то там их за развитие бизнеса в России нельзя сказать, что критикуют. Но работающие в РФ американские компании особенно и не трубят у себя на родине про свои успехи на российском рынке. С одной стороны, посредством санкций правительство США ограничивает присутствие американских компаний в России, но, с другой стороны, на словах такая деятельность поощряется: все понимают, что да, между нашими странами плохие отношения, но нам отношения нужны. И присутствие американского бизнеса — это остающаяся здоровой часть отношений, мостики взаимодействия между двумя государствами.
— Какие инструменты существуют для того, чтобы отстаивать интересы работающих в РФ американских компаний?
— Делегация Американской торговой палаты традиционно дважды в год ездит в США для встречи с представителями правительственных органов. В прошлом году этих поездок не было из-за пандемии, в этом году поездка должна была состояться на майские праздники, но ее тоже не было, с одной стороны, по причине пандемии, с другой — в новой команде Байдена еще не все на местах, состав многих ведомств еще не сформирован. Мы надеемся, что в четвертом квартале текущего года наша поездка все же состоится. Это интересно и нам, и принимающей стороне, так как американским властям так же важно услышать мнение представителей работающих в России американских компаний. Ведь в США иногда появляются проекты законов, от которых бизнес просто приходит в ужас. В свое время, например, в Конгрессе ходили проекты законов, которые запрещали любое взаимодействие американских фирм в области энергетики. Но тогда, например, члены нашей делегации от ExxonMobil разъяснили, что, если это произойдет, компания потеряет на российском рынке порядка 15 миллиардов долларов. И тот драконовский закон не был принят.
— Как будет развиваться американский бизнес в России в ближайшее время? Можно ли ждать с его стороны новых проектов? Что может улучшить ситуацию?
— Повторюсь, что в текущей сложной обстановке новым американским компаниям приходить на российский рынок сложно, но те, которые уже работают, продолжают развиваться. Вот, например, компания Procter & Gamble скоро планирует открыть в Тульской области свой новый логистический центр, который станет самым крупным в Европе. Компания ExxonMobil развивает проект по производству сжиженного газа на Сахалине, инвестиции в который, как я слышал от них, составят внушительные десять миллиардов долларов. Да, есть и потери: нас, например, совсем не обрадовало заявление, что Citibank сворачивает свой розничный бизнес в России, впрочем, как и в 12 других странах. Но с другой стороны, компания будет продолжать развивать здесь свой корпоративный и инвестиционный бизнес. Безусловно, американскому бизнесу нужна стабилизация отношений между РФ и США. Как говорит посол США в России Джон Салливан, первое, что нужно сделать, если вы попали в яму, — перестать ее копать. Сейчас мы никак не можем остановиться копать дальше. Руководству наших стран нужно искать точки соприкосновения — например, в теме сохранения климата. Положительным моментом можно назвать то, что недавно администрация Байдена заявила, что будет координировать свои действия в отношении России с Европейским союзом. Это дает надежду на то, что резких политических движений в ближайшее время наблюдаться не будет. Теперь будут семь раз отмерять до того, как отрезать. А не как раньше: сначала резали, а потом уже думали о последствиях.