Последние месяцы на российском авторынке жарко не только из-за погоды, но и в связи с разогретым покупательским спросом: по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в апреле продажи новых легковых автомобилей достигли 151,9 тыс. штук, в мае — 147,3 тыс., в июне, по предварительным оценкам, они тоже превысят отметку 150 тыс. штук. По сравнению с аналогичными месяцами прошлого года рост составил внушительные 290% в мае и 133% в апреле, что, впрочем, связано с эффектом низкой базы весны 2020-го, когда большинство автосалонов в крупных городах закрылись и продажи, по сути, были заморожены. Однако последние два месяца показатели продаж все равно высоки, если их сравнивать со статистикой еще благополучного позапрошлого года: в текущем году по сравнению с маем и апрелем 2019-го продажи новых машин выросли соответственно на 11 и 7% (см. график).
На фоне того, что покупательская способность в России падает, продолжающийся разгон спроса на автомобили выглядит противоречиво. Связан он прежде всего со стремлением покупателей спасти свои накопления из-за быстрого роста цен на все: люди стремятся вложить деньги в товары длительного пользования, а это прежде всего недвижимость и автомобили. Продавцы констатируют, что только в текущем году цены на авторынке в среднем поднялись на 15‒20%, и в июне этот процесс продолжается. «Автомобили продолжают расти в цене: уже в начале июня по марке Mercedes прайсы выросли в среднем на два процента; некоторые модели Volvo нового модельного года стали дороже на 100‒200 тысяч рублей; практически все модели Hyundai подорожали в среднем на 20‒60 тысяч рублей, — говорит Андрей Каменский, директор по маркетингу автомобильной группы “Авилон”. — До конца года стоимость автомобилей еще увеличится, на это главным образом влияет колебание курса валют и индексация. Стабильный покупательский интерес сейчас связан с тем, что клиенты хотят успеть приобрести автомобиль до очередного повышения цен».