Императивы экономики нового Узбекистана

Наби Зиядуллаев
30 августа 2021, 00:00

Узбекистан — крупнейшая экономика Центральной Азии. Благодаря реформам, начатым несколько лет назад, ВВП страны демонстрирует уверенный рост

ПРЕСС-СЛУЖБА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Шавкат Миромонович Мирзиёев, президент Республики Узбекистан
Читайте Monocle.ru в

За время независимого существования впервые в 2017 году в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан четко определены внешнеполитические приоритеты, выстроены новые по своей сути внешнеэкономические связи, основанные на прагматизме и максимально гибком использовании своих национальных интересов. Президент страны Шавкат Миромонович Мирзиёев в интервью центральной газете «Янги Узбекистон», подводя итоги и формулируя новые задачи на будущее в преддверии 30-летия независимости Республики Узбекистан, подчеркнул: «В этом программном документе мы определили свою стратегическую цель — построение нового Узбекистана и фундамента Третьего Ренессанса».

Узбекистан сегодня осуществляет грандиозные социально-экономические реформы, превращаясь в одно из передовых государств СНГ с открытой экономикой. Новая экономическая политика страны направлена на расширение полноценного сотрудничества с мировыми и региональными державами, интеграционными объединениями, финансовыми центрами и, конечно же, с соседними государствами с учетом особой возросшей ответственности за регион. Неслучайно в политическом словаре мира появился термин «центральноазиатский дух».

Ранее Узбекистан постоянно менял векторы международного сотрудничества, сохраняя за собой возможность балансировать собственные интересы между глобальными игроками — Россией, Китаем, США, ЕС и Турцией, — то усиливая, то ослабляя тот или иной вектор своей политики, подчеркнуто держась на определенной дистанции от главных интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Непоследовательной была внешнеэкономическая политика — от ориентации в экономическом сотрудничестве то на Китай или Турцию, то на Россию или США до полного сосредоточения на внутренних проблемах с введением ограничений для хозяйствующих субъектов во взаимодействии с зарубежными странами в части экономической свободы.

Такая модель позволяла поддерживать умеренный изоляционизм, не зависеть от глобальной конъюнктуры и настроений торговых партнеров. В то же время эта стратегия объективно имела серьезные ограничители роста. Внутренний рынок Узбекистана, хоть и весьма емкий, все же обладает естественными пределами, которые ограничивают потенциал дальнейшего роста экономики. Новый Узбекистан стал более интегрированным в мировую экономику, возникли предпосылки для повышения общего уровня благосостояния населения за счет участия в международном разделении труда.

Узбекистан — одна из успешных в экономическом отношении постсоветских стран. Объем ВВП более чем вдвое превысил уровень 1989 года и достиг 602 трлн сум (59,9 млрд долларов). Это 71-я экономика мира и вторая (после Казахстана) экономика Центрально-Азиатского региона. В публикуемом ООН Докладе о мировом счастье (World Happiness Report), основанном на широком спектре данных уникальных по размеру и сопоставимости глобальных ежегодных всемирных опросов рейтинговой компании Gallup World Poll, Узбекистан опережает все государства СНГ по уровню счастья жителей, заняв в 2021 году 42-е место из 156 в рейтинге счастливых стран мира.

Если ранее Узбекистан практически по всем показателям на душу населения был на последних местах в СНГ, то за последние годы ее ВВП по паритету покупательной способности на душу населения стремительно растет, опережая все страны СНГ. В 2020 году он составлял 7400 долларов, тогда как ещё в 2010-м не превышал 5100, а до этого держался на уровне 4000 долларов.

Сейчас осуществляется переход к модели открытой экономики путем широкого применения рыночных механизмов и информирования населения о проводимых реформах, использования новых драйверов экономического роста: цифровизации, инновационных технологий, модернизированных форм и методов воздействия на экономику.

Среди наиболее заметных достижений — либерализация валютного рынка, ликвидация множественности валютных курсов, постепенная либерализация цен и торговли, свободное перемещение товаров и услуг, привлечение иностранных инвестиций, открытие 14 свободных экономических зон, отсутствие применения импортных пошлин во взаимной торговле со странами ЕАЭС, расширение системы социальной защиты, снижение налоговых ставок для предприятий и физических лиц.

В результате социально-экономических реформ в Узбекистане достигнут достаточно высокий макроэкономический запас прочности, созданы новые высокотехнологичные производства, произошли кардинальные структурные и качественные изменения в национальном хозяйстве страны. Так, в 2020 году доля промышленности в отраслевой структуре ВВП увеличилась с 21,1 до 27,4% по сравнению с 2017-м, а доля сельского хозяйства снизилась на 5,1%. Примечательно, что удельный вес сферы услуг, основанной на знаниях, возрос в 1,7 раза и достиг 40%, что отражало и быстрый рост малого бизнеса и частного предпринимательства. Наибольшее увеличение вклада в экономическое развитие продемонстрировало инвестиционное строительство — он вырос в два с половиной раза.

Сравнительный экономико-статистический анализ глобальных экономических кризисов 2009 года (финансовый кризис) и 2020 года (пандемический кризис) показывает, что экономика Узбекистана устойчива к мировым кризисам. Вплоть до 2019-го темпы роста ВВП Узбекистана были не менее 4‒5% в год. Лишь в коронавирусный 2020-го они снизился до +1,7%. Узбекистан стал одной из немногих стран, сумевших даже в условиях жестких карантинных ограничений и снижения экономической активности на глобальном уровне сохранить положительную динамику. С 2021 года рост ВВП начал восстанавливаться. Президент страны поставил задачу обеспечить в текущем году рост национальной экономики республики не менее чем на 6-7%, промышленности — на 8%, сферы услуг— на 8,5%, строительства — на 4%. При этом в последующие годы необходимо будет поддерживать среднегодовые темпы экономического роста не ниже 6-7%. Это позволит Узбекистану к 2030 году войти в группу стран с доходами выше среднего.

Республика Узбекистан занимает ведущее место в СНГ по темпам прироста населения. На начало 2021 года здесь проживало 34,6 млн человек, за 30 лет численность населения увеличилась на 15 млн. Уже до 2035 года Узбекистан станет второй по численности населения страной на постсоветском пространстве (превзойдя по этому показателю Украину). Увеличение населения — это вызов для экономики, но одновременно и возможности для экономического роста (дополнительные рабочие руки, новые потребители товаров и услуг, новый средний и малый бизнес, рост налогов).

В 2019 году Узбекистан вышел на международный финансовый рынок. Всего в 2019‒2021 годах на Лондонской фондовой бирже размещено почти на два миллиарда долларов узбекских еврооблигаций — евробондов, а в августе 2021-го президент Узбекистана объявил о размещении очередных еврооблигаций на пять триллионов сум, что наглядно отражает позитивную оценку мировым рынком капитала политики либерализации и открытости, проводимой Узбекистаном.

Сегодня финансово-экономическое положение Республики Узбекистан в мире соответствует индикаторам быстроразвивающейся страны переходной экономики и получает достойную оценку международного сообщества. Один из самых авторитетных журналов — британский The Economist — признал Узбекистан «страной года», государством, где реформы с 2017 года осуществляются наиболее быстрыми темпами. Крупнейшие мировые рейтинговые агентства Standard & Poor’s, Fitch Ratings, Moody’s, Pricewaterhouse Coopers, S&P Global Ratings и RAEX-Europe повысили суверенный кредитный рейтинг с уровня BB− (негативный, неинвестиционный, рискованный еще пять лет назад) сначала на B (стабильный), а в июле 2021 года на В1+ (положительный), что свидетельствует об эффективности институциональных и социально-экономических реформ.

В результате за последние пять лет по показателю создания наиболее благоприятных условий для бизнеса Узбекистан занял 69-е место и вошел в топ-20 лучших стран-реформаторов, заняв 12-е место среди 190 государств. Успешно реализуется проект Европейского союза «Содействие процессу присоединения Узбекистана к ВТО». Еврокомиссия досрочно дала Узбекистану статус страны-бенефициара Всеобщей системы преференций плюс (GSP+), что позволит стране увеличить экспорт, например, текстиля в ЕС с 150 млн евро в 2022 году до миллиарда евро к 2025 году. ЕБРР улучшил прогнозы экономического роста Узбекистана с 4,5 до 5,6%, это выше, чем в большинстве стран мира.

Главные риски для экономики страны — турбулентность мировой экономики, глобальная пандемия коронавируса, усиление конкуренции на мировых рынках, недостаточность долгосрочных финансовых ресурсов и социальные риски обеспечения занятости. Но эти угрозы смягчаются конструктивной экономической политикой, возросшим объемом золотовалютных резервов, умеренным внешним государственным долгом, либерализацией валютного рынка, снижением инфляционных рисков, сокращением государственного присутствия в экономике и развитием рынка капитала. В мире Республика Узбекистан рассматривается как один из самых надежных новичков на международном рынке капитала, что позволяет конвертировать это в устойчивый экономический рост.

Обострение глобальной пандемии коронавируса, возросшая неопределенность ситуации вокруг Афганистана не может и не должны быть основанием для приостановки нового курса социально-экономических реформ Узбекистана на активизацию развития национальной экономики, увеличение ее роли в глобальном мире, СНГ и Центральной Азии. Республика обладает всем необходимым потенциалом не только для преодоления возникших трудностей, но и для максимальной мобилизации своих ресурсов инновационного развития и увеличения своей роли в мировой экономике. В этих непростых условиях, как отметил президент Шавкат Миромонович Мирзиёев в упоминавшемся выше интервью, возникают задачи поиска новых точек роста, повышения конкурентоспособности экономики, глубокой переработки хлопка и минеральных ресурсов недр на месте, формирования экспортно ориентированной структуры национального хозяйства, основанной на ресурсосбережении, и выработки взаимовыгодных отношений с международными финансовыми организациями.