На Неглинной готовятся к худшему

6 сентября 2021, 00:00

Банк России опубликовал свой прогноз на 2022–2024 годы. В базовом прогнозе никаких неожиданностей не предполагается, а вот сценарии усиления пандемии, нового финансового кризиса или роста глобальной инфляции довольно интересны. Прогнозы опубликованы в рамках стратегического документа ЦБ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023 и 2024 годов».

Новых целей Банк России перед собой не ставит — основной по-прежнему остается ценовая стабильность, под которой в ЦБ понимают устойчиво низкую инфляцию: вблизи 4%. Основные инструменты достижения этой цели все так же ключевая ставка и различные методы донесения информации до граждан и бизнеса. Сообщая заранее о своих планах, разъясняя свое отношение к различным вопросам и публикуя прогнозы, Банк России пытается управлять ожиданиями населения и компаний. В рамках этой концепции, например, с апреля 2021 года он включил в состав прогноза предполагаемую траекторию ключевой ставки на ближайшие годы.

Из нового: ЦБ собирается принимать решения по ключевой ставке так, чтобы не препятствовать устойчивому росту российской экономики. В своем базовом сценарии он прогнозирует, что с учетом проводимой им денежно-кредитной политики (ДКП) инфляция в 2022 году будет находиться в диапазоне 4,0–4,5%. В 2023 году и в дальнейшем при развитии ситуации в соответствии с базовым сценарием она будет оставаться вблизи 4%. Подробнее основные параметры базового прогноза можно посмотреть в таблице.

Что касается альтернативных сценариев, то сценарий «Усиление пандемии» предполагает, что темпы прироста ВВП в 2022 году будут близки к нулевым, в 2023-м ускорятся до 3,5–4,5%, а к 2024-му вернутся к 2,2–3,2%. При этом сценарии ЦБ считает целесообразным смягчить ДКП в момент ухудшения эпидемической ситуации.

Сценарий «Глобальная инфляция» может реализоваться начиная с 2023 года, если в 2022-м рост мировой экономики будет сопровождаться повышением инфляционного давления в мире. Этот сценарий потребует более жесткой ДКП.

Сценарий «Финансовый кризис» предполагает (помимо повышения инфляции в 2022 году) значительное увеличение долговой нагрузки в мировой экономике из-за пандемии. В этом случае при сворачивании стимулирующей политики наступит собственно кризис. В результате в 2023 году ВВП России уменьшится на 1,4–2,4%. Резкое начало финансового кризиса и сопутствующее ему ослабление рубля приведут к росту инфляции до 5,8–6,5% в 2023 году. В этом случае Банк России еще более решительно ужесточит денежно-кредитную политику.