«Вода — это единственное, что может снова втянуть Египет в войну», — сказал как-то третий президент этой страны Анвар Садат. Вот уже более десяти лет Каир и Аддис-Абеба пытаются договориться об условиях эксплуатации эфиопской плотины «Хидасэ» («Возрождение») на реке Нил. Остановить строительство не удалось. Месяц назад Эфиопия окончательно заполнила водохранилище и в ближайшие месяцы готова запустить полный цикл работы в перспективе самой мощной в Африке ГЭС. Для соседей по Нилу ниже по течению это грозит экологическими бедами и экономическими потерями.
Главный пострадавший — Египет — пытается заставить эфиопов сесть за стол переговоров и ограничить забор воды, но дипломатические усилия неизменно заканчиваются тупиком. В результате египетский президент Абдель ас-Сиси заявил, что готов рассмотреть силовое решение проблемы. Региональная война вполне вероятна, тем более что Каир последние годы регулярно наращивает арсеналы, закупает современную авиатехнику и мощные ракеты.
Диспозиция сторон
Чтобы понять озабоченность египтян, в первую очередь нужно посмотреть на географическую карту арабской республики. Несмотря на относительно большие размеры территории, лишь 7% страны вдоль Нила пригодны для жизни. И на этой небольшой полоске земли ютятся около ста миллионов человек. Великая река исторически занимает центральное место в жизни североафриканцев. По данным египетского министерства ирригации, в настоящее время страна потребляет 84 млрд кубометров пресной воды, из которых 55,5 млрд поступают из Нила.