Однажды Ангелу Меркель спросили, что больше всего вдохновляет ее в слове «Германия». Она иронично ответила: «Красивые, герметичные окна». И хотя канцлер имела в виду знак качества немецкой промышленности (знаменитое «сделано в Германии»), этот ответ как нельзя лучше характеризует то состояние, в котором она оставляет страну.
По сути, все шестнадцать лет своей политики она стремилась именно к этой «герметичности» — как внутри ФРГ, так и по внешнему контуру ее экономической и политической экспансии. Не в смысле закрытости, а в контексте всесторонней безопасности распахнутого для мира государства.
Меркель сумела провести страну через целую череду кризисов без больших потерь и при этом превратила Германию в лидера западного мира и локомотив европейской экономики. А ведь еще в 2005 году, когда пост канцлера оставлял Герхард Шредер, о Германии нередко говорили как о «больном человеке Европы».
Не случайно образ самой Меркель — женщины, вышедшей из ГДР, но при этом сумевшей переизбраться на пост канцлера четыре раза подряд, — постепенно слился с образом страны, которую она так долго возглавляла. И во многом благодаря синтезу этих двух брендов Меркель так успешно удерживала свой рейтинг даже в те периоды, когда, казалось, под тяжестью вызовов должна запуститься неумолимая механика политической гравитации.