Главным событием металлургической отрасли России этого года стало приобретение в марте компанией ТМК 86,54% акций ПАО «Челябинский трубопрокатный завод» (ЧТПЗ). Уже в июне ТМК увеличила свою долю в ЧТПЗ до 97,63%, выкупив у миноритариев еще 11,09%, а до конца года в компании рассчитывают консолидировать 100% акций. По итогам первого полугодия 2021 года ТМК отчиталась о росте выручки на 56%, в том числе благодаря сделке. ТМК получила не эффект от монополии, как это часто бывает в результате сделок M&A, а дополнительную синергию и возросшие возможности от эффекта масштаба. В результате компания укрепила свои позиции не только в России, но и в качестве ведущего игрока международного рынка трубной продукции
Тем не менее кризис 2020 года не обошел ТМК. На фоне снижения деловой активности, темпов реализации новых проектов по добыче углеводородов во всем мире и в России в частности сократился спрос на трубную продукцию. В этих условиях для сохранения лидерства на рынке ТМК сделала ставку на инновации. Компания продолжила развивать нишевые продукты, которые в мире выпускает закрытый «клуб» из нескольких производителей. Для ухода в технологичность ТМК создала солидный фундамент: за последние пятнадцать лет в обновление предприятий компании было инвестировано более 160 млрд рублей. Благодаря такому подходу ТМК сохраняет мировое лидерство по объему выпуска труб самого разного назначения и поставляет свою продукцию в 80 стран.
Конкуренция в инновациях
Отличительная черта российской трубной промышленности — высокая конкуренция. При ограниченном числе покупателей трубы для нефтегазовой промышленности сегодня выпускают около десятка предприятий. Например, возьмем трубы большого диаметра (ТБД): в России только два покупателя такого вида продукции — «Транснефть» и «Газпром», при этом мощности по выпуску ТБД практически вдвое превышают спрос.
В итоге, чтобы эффективно конкурировать, промышленники не только постоянно повышают качество продукции, но и во многом предвосхищают требования потребителей. Трубы для нефтегазовых проектов — это давно уже не продукт массового производства. В зависимости от назначения заказчикам зачастую необходимы уникальные свойства, обеспечить которые под силу лишь немногим производителям.
Трубы используются в самых разных отраслях — от строительства и нефтегазодобычи до медицинской промышленности. И по мере развития технологий в этих сферах меняется и трубное производство. «Сегодня трубная промышленность, пожалуй, самый высокий передел металлургии. Чтобы соответствовать темпам развития технологий наших заказчиков и даже опережать их, мы аккумулировали мощный научно-технологический потенциал и благодаря широкому набору компетенций — металловедческих, инженерных, цифровых — готовы предложить рынку продукт под любые потребности», — рассказывает первый заместитель генерального директора ТМК по операционной деятельности и развитию Сергей Чикалов.
Для сохранения лидерства компания стала уходить в нишевый сегмент трубного рынка. Да, спрос на такие трубы не такой массовый, как на те же ТБД. Это не миллионы тонн, в лучшем случае десятки тысяч, однако именно эксклюзивные продукты позволяют ТМК укреплять лидерские позиции.
«Компания сделала выбор в пользу высокотехнологичной продукции, и экономический спад 2020 года еще раз подтвердил правильность выбранного пути. Если отгрузки базовых продуктов ожидаемо упали, то спрос на инновационные решения — трубы из специальных сталей и сплавов с премиальными резьбовыми соединениями, многофункциональным композиционным покрытием GreenWell и рядом других уникальных качеств — сохранился и даже вырос по некоторым позициям. В мире в целом такую продукцию разрабатывают лишь несколько компаний. И ТМК как член этого “клуба” только укрепила свои позиции на фоне волатильности на рынке», — заявил генеральный директор ТМК Игорь Корытько.
Трубы из высоколегированных сплавов
В ТМК разработан хромоникелевый сплав собственный марки ТМК-С. Он используется при изготовлении труб для добычи нефти и газа с большой концентрацией примесей сероводорода и углекислого газа, залегающих на глубине около четырех километров, при температуре 150 градусов и выше. В таких условиях стальные трубы быстро разрушаются. Поэтому в компании создали специальный материал, обеспечивающий высокую прочность, стойкость к коррозии и высоким температурам. ТМК-С содержит более 25% хрома, более 30% никеля, легирован молибденом. Прочность продукции из такой стали в полтора-два раза выше, чем у труб обычного назначения. Изделия из такого материала в России производит только ТМК.
Еще один высокотехнологичный продукт компании — трубы из сталей мартенситного класса на основе 13% хрома (13Cr). Это высокопрочная продукция, стойкая к углекислотной коррозии и экстремально низким температурам. Такие трубы используются в том числе для обустройства нефтяных и газовых скважин в условиях вечной мерзлоты заполярного круга.
«Ранее российские нефтяники и газовики покупали такие трубы за рубежом, — говорит Сергей Чикалов. — Мы первые разработали российские продукты, не уступающие, а по ряду параметров и опережающие импортные образцы. Эти продукты уже на протяжении нескольких лет поставляются серийно крупнейшим нефтегазовым компаниям, в том числе “Газпрому”, “Роснефти” и “ЛУКойлу”».
Еще одно инновационное решение ТМК – «умная» труба, разработанная совместно с «Газпромом». Это прорыв на рынке ТБД: непосредственно в трубу встраиваются чувствительные сенсоры, которые в режиме реального времени позволяют контролировать температуру, напряженно-деформированное состояние трубы и оценивать эксплуатационную надежность трубопроводной системы в целом. При этом конструкция и массово-габаритные параметры труб дают возможность использовать их при строительстве участков газопроводов аналогично «классическим» трубам. Такое решение позволяет следить за надежностью ключевых участков газопровода на протяжении всего жизненного цикла. А в случае износа менять не весь трубопровод, а его отдельные части, что значительно экономит ресурсы при эксплуатации.
Помимо труб для добычи нефти и газа ТМК развивает инновации для проектов госкорпорации «Росатом». ТМК уже поставила опытную партию высокоточных труб из аустенитной стали для «ЗиО-Подольск», входящего в структуру «Атомэнергомаша». Их производит профильное предприятие ТМК-ИНОКС. Приобретенный компанией в 2020 году Ракитянский арматурный завод, в составе группы «Трубы 2000», также укрепил позиции холдинга на рынке оборудования для АЭС.
Еще одно перспективное направление — водород. В компании отмечают, что ее продукция найдет применение в технологических трубопроводах газоперерабатывающих комплексов по выработке водорода, водородопроводах и других элементах инфраструктуры. ТМК представила трубы для производства и транспортировки водорода на нескольких промышленных форумах, в том числе на «Иннопроме» и ВЭФ-2021. По словам Сергея Чикалова, уже в 2022 году ТМК намерена начать поставки этой продукции. В первую очередь речь пойдет о трубах для строительства установок парового риформинга для получения так называемого голубого водорода — из природного газа с последующим улавливанием СО2.
Преимущества устойчивого развития
Развитие водородного направления — часть комплексного ответа ТМК на современные экологические вызовы. Помимо развития новых продуктов для низкоуглеродной энергетики, которая, согласно экспертным оценкам, в перспективе займет 10‒15% в энергобалансе страны, компания последовательно снижает воздействие собственного производства на окружающую среду. Так, ТМК реализует программу сокращения углеродного следа и планирует к концу 2023 года снизить выбросы СО2 на своих предприятиях на 8%.
В рамках программы компания планирует на своих основных предприятиях заменить и обновить оборудование, внедрив высокоэффективные экономичные системы с более высоким коэффициентом полезного действия. Будут установлены новые и модернизированы существующие производственные агрегаты, применены современные автоматизированные системы промышленного освещения, пароснабжения и теплоснабжения. Объем инвестиций составит 2,9 млрд рублей.
В компании также разработана трехлетняя дорожная карта, которая позволит предприятиям ТМК получить комплексные экологические разрешения — новый единый разрешительный документ, который станет обязательным для всех российских заводов к 2025 году. Для этого на площадках компании, в частности, модернизируют существующие и строят новые очистные сооружения, рекультивируют почвы, реконструируют цикл оборотного водоснабжения. Эти и другие меры призваны улучить экологическую ситуацию в регионах присутствия ТМК и, как отмечают в компании, сделают ее продукцию еще более конкурентоспособной на российском и зарубежном рынках.
«Зачастую бизнес, особенно крупный бизнес, воспринимает повестку ESG, тематику ответственного потребления как некую дополнительную нагрузку. Но такое восприятие ошибочно. Ответственное потребление и ESG-повестка — это изменение ландшафта потребления, новые возможности, новые рынки и ниши. Если смотреть на происходящее под таким углом — это прекрасная возможность для любой компании. Сложно работать в условиях стагнации, когда на рынке не происходит изменений. При этом, когда закрываются старые ниши и открываются новые, начинается время больших возможностей, которые смогут использовать те компании, которые видят ситуацию именно в таком ракурсе», — заявил Игорь Корытько.