«Энергетика движется шагами — от аварии к аварии», — делился мудростью в интервью «Эксперту» гуру отрасли Александр Бондаренко, к моменту московского блэкаута 2005 года два десятка лет возглавлявший Центральное диспетчерское управление сначала союзной, потом российской единой энергосистемы. Шестнадцать лет назад основной причиной крупной аварии в энергосистеме столицы стало отставание в строительстве и реновации электросетевого хозяйства, не поспевавшего за наращиванием генерирующих мощностей вслед за бешено растущим спросом.
Прошло четыре года, и страна содрогнулась от гораздо более тяжелой энергокатастрофы. Семнадцатого августа 2009 года на крупнейшей в стране Саяно-Шушенской ГЭС произошло разрушение одного из гидроагрегатов и значительное затопление рабочих помещений станции. Выведенный из строя на несколько лет гигантский энергообъект стал последним пристанищем для 75 работников. Причина — нештатные режимы эксплуатации, к которым вынужденно прибегали слишком часто для регулирования мощности в системе. Менеджеры-финансисты определяли модель работы ГЭС, технократы-эксплуатационщики оказались в загоне — и вот страшный результат.
С тех пор крупных неприятностей в российской энергосистеме не случалось. Гарантированы ли мы от их повторения впредь? Определенно нет. Но можно надеяться, что мы хотя бы не наступим на те же грабли. Некоторые уроки поведения в важнейшей, кибернетически сложной инфраструктурной отрасли извлечены. Главный базовый принцип работы со сложными системами — осторожность, расчетливость, необходимость прогнозирования и учета максимально возможного количества прямых и косвенных эффектов.