Бюджет развития на черный год

Тихон Сысоев
обозреватель журнала «Эксперт»
Евгения Обухова
редактор отдела экономика и финансы «Монокль»
22 ноября 2021, 00:00

Несправедливые налоги, бедные люди и забытые регионы — главное, что не устраивает депутатов в федеральном бюджете на 2022 год

АЛЕКСЕЙ АНДРОНОВ - URA.RU/TASS
Расходы на здравоохранение подскочили в пандемию и не будут снижаться до 2024 года
Читайте Monocle.ru в

Ко второму чтению в Госдуму поступило более тысячи поправок к бюджету — но внесены будут лишь те, что одобрены комитетами, а также будут иметь «межфракционный» характер. Так, уже известно, что ряд выплат все же решено индексировать не на 5,8%, предусмотренные в изначальном варианте, а на 7,4%.

Все партии, включая ЕР, настаивают на том, чтобы увеличить расходы бюджета. В частности, ЕР предлагает выдавать деньги на жилье людям с инвалидностью, помогать регионам создавать систему долговременного ухода, а также увеличивать ассигнования на автодороги.

Активно обсуждается увеличение и так серьезных расходов на здравоохранение, а также сумм, которые будут потрачены на президентскую программу капремонта школ.

ЛДПР и ЕР традиционно одобряют основные камни преткновения бюджета — накопление крупных сумм в ФНБ и осторожный подход к тратам. «Справедливая Россия» и «Новые люди» выступают категорически против этого. Темы, которые так или иначе видятся проблемными представителям всех фракций: региональные бюджеты — проблемы с процессом перечисления денег в регионы, из-за чего последним сложно адекватно распоряжаться своими бюджетами; перераспределение налоговой нагрузки — освобождение от нее малого бизнеса с возможным повышением нагрузки для офшорных и крупных сырьевых компаний; и, конечно, борьба с бедностью — и в части выплат, и в части освобождения скромных доходов от НДФЛ.

«Эксперт» узнал у партий, на чем они будут настаивать при принятии очередного бюджета и какую концепцию бюджетной системы считают правильной.

«Перспективы роста для принципиально важных статей — здравоохранение, образование — есть, и этот рост необходим. Наша партия считает увеличение расходов на эти статьи, особенно на образование, одним из ключевых приоритетов» («Новые люди»)

«Новые люди»: неверно рассчитывать на рост спроса

Фракция «Новые люди» поддержала проект бюджета на 2022–2024 годы в первом чтении, но предложила свои поправки ко второму. Диалог партии с Минфином, как рассказали «Эксперту», в целом складывается, к предложениям прислушались и внесли часть инициатив в новую редакцию.

В партии «Новые люди» убеждены, что нужна комплексная программа содействия в трудоустройстве молодежи и поддержки МСП. Например, необходимо предусмотреть деньги для МСП на развитие инновационного производства. «Особое внимание мы уделяем развитию внутреннего туризма и защите экологии и предлагаем увеличить финансирование этих статей, — говорят в партии. — Мы выступаем за сбалансированное распределение государственных ресурсов между регионами и федеральным центром. Сейчас у местных властей часто нет денег на покупку жилья для инвалидов и детей-сирот, на закупку лекарств для льготников. О реальном росте зарплат и покупательной способности тоже говорить не приходится.

При этом мы не смогли поддержать проекты бюджетов Пенсионного фонда, Соцстраха и фонда ОМС. Пенсии в 2022 году хотят проиндексировать на 5,6 процента, а прогнозируемая инфляция составляет 7,4 процента. При существующем росте цен говорить людям о повышении пенсии на тысячу рублей просто смешно. Мы убеждены, что пенсии нельзя индексировать ниже уровня инфляции. То же самое касается индексации социальных выплат, которая заложена в размере 5,8 процента».

Как полагают во фракции, перспективы роста для принципиально важных статей — здравоохранение, образование — есть, и этот рост необходим. «Наша партия считает увеличение расходов на эти статьи, особенно на образование, одним из ключевых приоритетов. Мы много тратим на оборону, но сейчас главный и явный противник — пандемия. Нужно поддержать людей. Имеющийся проект бюджета опирается на слишком оптимистичный прогноз правительства о росте ВВП (три процента в год в течение трех лет). Правительство рассчитывает на рост инвестиционного и потребительского спроса, но почему там уверены, что люди будут больше покупать? Локдауны и рост безработицы этому не способствуют. Если прогноз роста экономики завышен, то либо не будет профицита бюджета и пополнения Фонда национального благосостояния, либо выпадающие бюджетные доходы компенсируют налогами и штрафами. Мы предлагаем налоговый маневр, который позволит снизить налоги, пополнить бюджет, перезапустить экономику и увеличить зарплаты».

«Справедливая Россия»: против накопительства

По мнению Олега Нилова, первого заместителя руководителя фракции «Справедливая Россия», в текущем виде бюджет не отражает задач, поставленных президентом, таких как борьба с бедностью и экономический прорыв в пятерку развитых стран. «Мы выступаем категорически против финансовой политики накопительства. И бюджет — отражение этой никчемной политики, который только усугубляет печальное положение, связанное с пандемией, экономикой, — говорит Нилов. — Два бюджета лежат в кубышке на черный день (ФНБ на конец 2022 года, согласно проекту бюджета, составит 16,5 трлн рублей, расходы бюджета в 2022 году — 23,7 трлн рублей. — “Эксперт”), а у нас черный год. Где логика? Одной из причин катастрофической ситуации смертности от коронавируса является как раз экономия в прежние годы на здравоохранении, на зарплатах врачей, ученых. Выводы не делаются. Может, они сделаны в какой-то части ковидных госпиталей, для какой-то категории учреждений, но по остальным выводы не сделаны. А люди умирают не только от ковида, но и от других хронических заболеваний. Поэтому требуется увеличить расходы на здравоохранение как минимум в два раза, и такие поправки сделаны нами. Но они не замечаются. То же самое с поддержкой бизнеса. Они не фиксируются в головах у руководителей, этого не происходит годами. Здравые инициативы по сокращению уровня бедности, развития стратегических отраслей, науки и так далее должны быть составлены с дорожной картой, с зафиксированным ростом по годам и с персональной ответственностью за каждый график».

Важный момент в предложениях «Справедливой России» — снижение налогов. В партии уверены, что в сегодняшних условиях для малого и среднего бизнеса, для определенной категории граждан, по многим направлениям нужно снижать налоги, вплоть до отмены. Например, для малых агрофермеров, кооператоров. «Лампочка на столбе порой является единственным благом цивилизации в ряде сел, но для них почему-то действуют жесткие налоговые обязательства. А переложить всю тяжесть на монополистов, олигархов, офшорных обитателей, где денег на несколько бюджетов при желании можно вернуть или развернуть. Здесь дисбаланс катастрофический», — подчеркивает Олег Нилов.

«В целом для экономики снижать налоги не нужно, потому что есть и олигархи, есть крупные компании. Нужно точечно смотреть. Мы должны снизить определенные налоги для инновационных предприятий. И поддержать тех, кому сейчас очень трудно: домохозяйства с большим количеством детей на семью» (ЛДПР)

ЛДПР: нужен именно профицитный бюджет

Борис Чернышов, заместитель председателя Государственной думы от ЛДПР, характеризует очередной бюджет как достаточно сбалансированный, даже при том, что в нем возникли новые статьи расходов. В бюджете есть определенный баланс между социальной политикой, образованием. Особое внимание направлено на блок здравоохранения, что самое важное в пандемийный период. «Увеличивается количество госпиталей, появляется возможность быстрого расширения коечного фонда. Мы также отрабатываем общую повестку в вопросах, связанных с общим образованием. Крайне важно развивать драйвер роста экономики в социальной сфере как одном из принципиальных элементов в жизни государства», — подчеркивают в ЛДПР.

Самая главная история, которые должна учитываться в бюджете, полагает Борис Чернышов, — это вопросы, связанные с временем прихода денег в регионы. «Бывает, из-за того, что деньги поздно приходят, на счетах регионов скапливаются большие остатки. Это забюрократизированность на региональном уровне принятие решений по тем или иным статьям расхода в бюджете. Здесь нужно оперативнее решать вопросы. И бюджет нужно рассматривать намного раньше, чтобы буквально в начале года все деньги были на счетах региона. Чтобы он быстро мог перераспределить по статьям расходов движение денежных средств», — говорит представитель ЛДПР.

Профицитный бюджет, естественно, нужен, потому что часть расходов идет на определенные резервирования, потому что есть риски, убежден Борис Чернышов. «Рискоориентированный подход должен сохраняться при планировании. Мы уже видим, что четвертая волна коронавируса превышает все возможные ожидания, — рассуждает представитель ЛДПР. — Мы не знаем, как будет дальше развиваться эпидемиологическая ситуация, что будет дальше происходить. Поэтому деньги, которые лежат в Резервном фонде, возможно, в ближайшее время придется потратить на прямую поддержку социально незащищенных групп. Мы видим, когда деньги через определенные решения правительства пришли к молодым семьям, сразу же резко поменялась картина с уровнем бедности. Таким образом, простыми решениями мы позволили пять-шесть миллионов людей вывести из-за черты бедности. Если наши запасы и резервы будут уменьшаться, если бюджет будет дефицитным, в кризисное время мы можем оказаться без поддержки, что будет не очень со стороны государства…

В целом для экономики снижать налоги не нужно, потому что есть и олигархи, есть крупные компании. Нужно точечно смотреть. Мы должны снизить определенные налоги для инновационных предприятий. И поддержать тех, кому сейчас очень трудно: домохозяйства с большим количеством детей на семью. Есть проблема по учителям. Странно, что даже с пяти тысяч рублей президентских надбавок мы все равно снимаем подоходный налог. Вот этим нужно заниматься».

«Самое главное — налоги не повышать. И иметь прогнозируемую позицию для бизнеса. Поэтому принципиальной позицией, по крайней мере для нас, всегда была прогнозируемая налоговая политика. Основной резерв — улучшение администрирования и своевременная и адресная помощь тем, кто оказался в сложной ситуации» («Единая Россия»)

«Единая Россия»: самое важное — дороги и здравоохранение

Айрат Фаррахов, заместитель председателя комиссии Государственной Думы по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства, член фракции «Единая Россия», подчеркивает, что в новом бюджете учтены основные пожелания граждан. «Например, я объездил весь Татарстан. Люди говорили о том, что проблема номер один — дороги. И самое большое увеличение расходов в рамках поправок ко второму чтению как раз дороги, практически в два раза удваивается сумма. Это действительно то, что просили люди, — говорит Фаррахов. — Второе — это школы, здравоохранение. Тысяча триста новых школ. Ремонт очень серьезный предполагается школ, для того чтобы решить проблему третьей, второй смены, горячей воды и так далее (на съезде «Единой России» 19 июня Владимир Путин поручил создать программу капремонта школ на ближайшие пять лет. — “Эксперта”). И здравоохранение, первичное звено, — это та позиция, которую партия отстаивала. Сумма будет увеличиваться, будет поиск вариантов для более эффективного освоения, использования, для того чтобы был результат. Достаточно серьезный резерв закладывается на случай ухудшения ситуации в условиях пандемии по здравоохранению. Мы должны предоставить выбор и бесплатную вакцинацию для всех».

В целом ЕР определяет новый бюджет как бюджет развития. Впереди серьезные задачи, и бюджетные инвестиции должны показать эффективность.

Налоговый вопрос для ЕР тоже в центре внимания, но тут речь идет не о снижении, а об отсутствии повышения. «Самое главное — налоги не повышать. И иметь прогнозируемую позицию для бизнеса. Бизнес нам говорит именно это. Поэтому принципиальной позицией, по крайней мере для нас, всегда была прогнозируемая налоговая политика. Основной резерв — улучшение администрирования и своевременная и адресная помощь тем, кто оказался в сложной ситуации. Именно по этим путям на самом деле все и развивается. Посмотрите, как пошел проект по самозанятым. Посмотрите, это то как раз, что нас просили предприниматели. Это минимум взаимодействия с государством, минимум проверок, минимум отчетности и минимум бумаги. Вот именно это и реализовано в проекте самозанятых. Посмотрите, как люди голосуют своим участием в этом проекте. Сегодня более трех миллионов самозанятых», — говорит Айрат Фаррахов.

Профицитный бюджет, полагают в ЕР, необходим. Наша страна в любом случае остается сильно зависимой от конъюнктуры цен на нефтегазовые ресурсы. «Сегодня в целом конъюнктура цен хорошая. Но мы понимаем, что это всегда может оказаться временным благополучием, — предупреждает Фаррахов. — Мы уже прошли периоды, когда каждый раз нам наши оппоненты говорят, что давайте тратить ФНБ, давайте тратить ФНБ. Но давайте вспомним. За последние десять лет мы четыре раза переходили именно к этому ФНБ. И ФНБ нам позволял выживать, позволял сохранять устойчивость, стабильность государства. Кроме того, именно в последние годы мы перешли к тратам ФНБ, но не к тратам операционным, повседневным, а к тратам именно на инфраструктурные проекты. Инфраструктурные проекты, которые будут акселерировать занятость, рабочие места и будущие наши доходы. Поэтому, мне кажется, это абсолютно продуманная, взвешенная и эффективная позиция исходя из структуры нашей экономики сегодня».