«Структура нашей торговли скоро сильно изменится»

Алексей Грамматчиков
обозреватель «Монокль»
29 ноября 2021, 00:00

В русле глобальной декарбонизации Япония надеется на перспективы взаимодействия с Россией в сфере водородной энергетики, технологий улавливания углекислого газа. Об этом рассказывает Масами Иидзима, президент Японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО)

ПРЕДОСТАВЛЕНО РОТОБО
Масами Иидзима, президент Японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО)
Читайте Monocle.ru в

 — Как вы оцениваете развитие российско-японского экономического сотрудничества за последний год? Как на взаимодействие японских и российских компаний повиляла пандемия?

— За всю историю российско-японских торговых отношений общий объем импорта и экспорта между Японией и Россией достиг пиковой отметки (34,8 миллиарда долларов) в 2013 году, после чего под влиянием экономических санкций и пандемии нового коронавируса COVID-19 этот показатель стал колебаться, демонстрируя то падение, то рост. В 2020 году в связи с резким ростом заболеваемости COVID-19 и ограничением в передвижении людей и товаров деловая и торговая активность между Японией и Россией вынужденно оказалась в ситуации временного застоя. По этой причине внешнеторговый оборот сократился по сравнению с прошлым годом на 22,8 процента. В частности, экспорт из Японии в Россию снизился на 18,2 процента, а импорт из России в Японию резко упал — на 25,2 процента. Так что можно сделать вывод, что пандемия оказала большое влияние на торговлю между нашими странами. Однако несмотря на то, что товарооборот между Японией и Россией значительно сократился в период с марта по август 2020 года, далее наблюдается уверенная тенденция к восстановлению. В период с января по август 2021 года показатели российско-японской торговли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 23,2 процента (экспорт из Японии — на 41,5 процента, импорт в Японию — на 13,7 процента). Я искренне надеюсь, что пандемия скоро закончится и торговля и бизнес между нашими странами вернутся к нормальному состоянию.

— В каких отраслях в последнее время идет наиболее интенсивное взаимодействие японских и российских компаний? Как в последнее годы меняется соотношение этих отраслей?

— Традиционным товаром японского экспорта в Россию являются автомобили (53,8 процента японского экспорта в РФ в 2020 году), а основным объектом импорта из России в Японию — ископаемое топливо, такое как нефть, СПГ и уголь (59,5 процента общего российского импорта в Японию в 2020 году), и подобная структура торговли с преобладанием автомобилей и ископаемого топлива не меняется уже больше двадцати лет. И в области инвестиций в центре тоже находятся автомобильный и нефтегазовый сектор. Что касается автомобилестроения, за последние пятнадцать лет в Санкт-Петербурге, Калуге и в Тольятти были построены заводы по производству японских автомобилей и комплектующих. В области нефтегазовой промышленности помимо проектов по освоению нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина, реализация которых была начата в 1990-е годы («Сахалин-1» и «Сахалин-2»), в 2019 году японские компании приняли участие в проекте «Арктик СПГ — 2» в Арктической зоне. С другой стороны, в связи с глобальной тенденцией последних лет к декарбонизации в будущем прогнозируется снижение объемов продаж бензиновых автомобилей и падение спроса на нефть и уголь. Есть вероятность, что это окажет влияние на торговлю между Японией и Россией, ее структура сильно изменится. Поэтому, мне кажется, экономические круги России и Японии должны прилагать совместные усилия по осуществлению диверсификации торговли и бизнеса, серьезно учитывая подобные тенденции.

— В ближайшем будущем и в долгосрочной перспективе какие направления российско-японского сотрудничества вам кажутся наиболее значимыми и почему?

— В целях осуществления диверсификации бизнеса между Японией и Россией мы обращаем внимание на три отрасли: во-первых, это здравоохранение, во-вторых, цифровые технологии, в-третьих, «зеленая» экономика и декарбонизация. Надеемся, что деловое сотрудничество между нашими странами в дальнейшем будет развиваться именно по этим направлениям. В связи с текущей пандемией коронавируса в сфере здравоохранения происходит переоценка важности международного сотрудничества в вопросах противодействия инфекционным заболеваниям и профилактического лечения, и здесь и Япония, и Россия не являются исключением. Медицина и здравоохранение стояли на первом месте в «Плане сотрудничества из 8 пунктов», который был предложен в мае 2016 года тогдашним премьер-министром Синдзо Абэ президенту Владимиру Путину, и обеим нашим странам необходимо продолжать развитие сотрудничества в этой сфере.

Безусловно, огромной задачей, стоящей перед мировой экономикой в двадцать первом веке, является то, как мы сможем добиться инноваций в сфере цифровизации и как сможем использовать это для экономического роста. В области цифровых технологий уже достигнуто межправительственное соглашение между Японией и Россией о развитии сотрудничества. В настоящее время осуществляется сотрудничество в области цифровых технологий с Россией через фонд «Сколково», но предстоит сделать гораздо больше.

В области «зеленой» экономики и декарбонизации тенденция к отказу от угольных источников энергии активно набирает обороты. В октябре 2020 года бывший премьер-министр Ёсихидэ Суга заявил о стремлении к реализации программы углеродной нейтральности к 2050 году и поставил целью снижение объема парниковых газов до 2030 года на 46 процентов по сравнению с 2013 годом. Для достижения подобной цели активные меры должны принять и японские экономические круги. В России президент Владимир Путин в своем послании к Федеральному собранию в 2021 году тоже заявил о стремлении активно принимать меры по данному вопросу. В Японии часто высказываются надежды на сотрудничество с Россией в сферах деятельности, связанных с водородом, аммиаком и технологиями улавливания, утилизации и хранения углекислого газа (CCUS). Кроме того, и в Японии, и в России традиционно важная роль отводится творческой и культурной деятельности, что позволяет мне выразить надежду на появление в будущем интересных проектов сотрудничества между нашими странами в сфере креативных индустрий, например в создании контента, такого как игры, анимация и кино, а также дизайн и мода.

— Какие значимые и интересные примеры японско-российского экономического сотрудничества можно привести?

— Давайте я приведу примеры проектов, которые осуществляются между нашими странами, в трех вышеназванных отраслях: здравоохранение, цифровые технологии, «зеленая» экономика и декарбонизация. В области здравоохранения во Владивостоке уже работают диагностический и реабилитационный центры, которые были учреждены японской больницей, а в Хабаровске в настоящее время японская компания совместно с РЖД строит Российско-японский центр превентивной медицины и диагностики, который должен открыть свои двери в 2022 году. В 2020 году российско-японское совместное предприятие на основе созданных каждой стороной технологий разработало и произвело наборы для быстрого тестирования на COVID-19, в результате чего было реализовано 15 миллионов таких наборов в 17 странах, начиная с России. Кроме того, имеется пример японских инвестиций в крупную российскую фармацевтическую компанию, есть успешные примеры создания совместных предприятий с японскими производителями медицинского оборудования.

В области цифровых технологий в последние несколько лет Японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО) при поддержке фонда «Сколково» и новосибирского Академгородка активно знакомит японский бизнес с российскими стартапами, проводятся питчинги (Reverse Pitch), во время которых японские компании получают предложения от российских стартапов. В результате постепенно увеличивается число российских IT-компаний, которые создают бизнес в Японии, в первую очередь в сфере разработки ПО в области образования. Кроме того, что касается сотрудничества в сфере цифровых технологий, российский автопроизводитель собирается работать с японскими компаниями над запуском услуг по подписке на автомобили.

В области «зеленой» экономики в Камчатском крае и Республике Саха (Якутия) реализуются проекты по ветроэнергетике с участием японских компаний. Кроме того, в контексте декарбонизации в марте 2021 года в Японии был впервые продан «углеродно-нейтральный СПГ» на основе СПГ, производимого в рамках проекта «Сахалин-2» (путем компенсации углеродных выбросов, образующихся в процессе горения при добыче СПГ, углеродным кредитом, имеющимся у японской компании). В дальнейшем надежды возлагаются и на сотрудничество в области водородной энергии, и уже проводятся различные мероприятия по взаимному ознакомлению с потенциалом, которым обладают Япония и Россия в этой сфере.

— Что можно сказать о деятельности ассоциации РОТОБО в России, на что вы делаете упор? С кем в России вы сотрудничаете и каковы планы вашего развития на ближайшее время?

— РОТОБО осуществляет разнообразную деятельность, направленную на укрепление и активизацию торговых и деловых отношений между Японией и Россией. Три основных направления этой деятельности — это организация деловых конференций и форумов, участие в выставочных мероприятиях, предоставление экономической информации. В области организации деловых конференций и форумов с 2015 года мы ежегодно проводим мероприятия «Бизнес-диалог Россия — Япония» в рамках Петербургского международного экономического форума и «Круглый стол Россия — Япония» в рамках Восточного экономического форума. Оба эти мероприятия проводятся совместно с Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и Российско-японским деловым советом, которые являются нашими партнерами. Кроме того, в 2019 году мы отправили делегацию бизнесменов из Японии на форум «Открытые инновации» в Сколково и организовали несколько сессий, связанных с Японией, в рамках данного мероприятия. РОТОБО неоднократно организовывала японские павильоны на российских выставках: в 2017 году на международной промышленной выставке «Иннопром» в Екатеринбурге (совместно с Японской организацией по развитию внешней торговли, ДЖЕТРО), а в 2019‒2020 годах — на бьюти-выставке Intercharm в Москве, в ходе которой российской аудитории была представлена разнообразная японская косметическая продукция. Что касается предоставления экономической информации, наша ассоциация публикует ежемесячный журнал, посвященный современной экономике России, мы также издаем краткую электронную версию этого журнала. Таким образом, мы распространяем информацию о современном состоянии экономики, промышленности и бизнеса в России среди японских компаний — членов РОТОБО (в настоящее время их около ста).

Помимо этого РОТОБО активно занимается проектами по обмену с российскими регионами. С начала пандемии коронавируса по причине различных ограничений все мероприятия в основном проводятся в режиме онлайн, но это не помешало нам провести в 2020‒2021 годах торгово-инвестиционные онлайн-семинары с Республикой Башкортостан, Хабаровским краем, Курганской, Рязанской, Самарской и Московской областями. Буквально в ноябре этого года мы провели еще два таких семинара: с агломерацией Санкт-Петербурга и Ленинградской области и с Амурской областью. На них мы представили японским компаниям экономический и инвестиционный потенциал этих российских регионов. Японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами готова продолжать свою деятельность по оказанию поддержки российскому и японскому бизнесу. С 1991 года у нас работает представительство в Москве, и по всем вопросам и предложениям, связанным с нашей деятельностью, можно обращаться в наш московский офис.