Российские правоохранители ежегодно возбуждают десятки уголовных дел по факту превышения допустимых пределов самозащиты. В подавляющем большинстве случаев такие истории заканчиваются приговором для подсудимого. Например, по оценкам правозащитников, доля женщин, осужденных за убийство насильников, составляет порядка 80%.
О том, что в России есть проблемы в правоприменительной практике в этой сфере, говорят давно. В декабре прошлого года президент Владимир Путин в ходе заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) поручил Верховному суду проанализировать судебную практику и при необходимости усовершенствовать нормы по самообороне, но так, чтобы «средства защиты соответствовали средствам нападения».
А вслед за этим депутаты от партии ЛДПР предложили законодательно расширить границы любой допустимой самообороны. И в случае угрозы жизни, и при незаконном проникновении злоумышленника в жилище. В частности, законодатели предлагают внедрить в российскую систему доктрину «Мой дом — моя крепость».
«Мы считаем, эта формула должна быть закреплена в уголовном праве. Недопустимо, чтобы человек, который оборонялся от злоумышленника, применяя оружие или иные средства, чтобы защитить свою семью, вдруг сам оказывался на скамье подсудимых», — сказал журналистам руководитель комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов.