На XX век пришелся пик профессионального творчества: именно в тот период произошло становление индустрии развлечений, открывшее писателям, художникам, музыкантам, кинематографистам путь для превращения в миллионеров. Тогда же возникла граница между творчеством на профессиональном уровне, которое требует долгой подготовки, прохождения через суровое сито отбора, прежде чем создатель того или иного произведения обретает шанс получить доступ к широкой публике, и творчеством любительским — в XIX веке этой границы в большинстве видов искусства не существовало, как не существовало и самой индустрии. XX век кристаллизовал возникший в веке предыдущем миф о художнике: тот должен или предаваться самоограничениям, или, наоборот, пускаться во все тяжкие, но все ради того, чтобы пробудить в себе творческую энергию и создать гениальное произведение. Художник уподоблялся жрецу, пророчествующему своей пастве о высшей истине. Отношение к художественным произведениям возвышалось до религиозного: им поклонялись.
Искусство как религия
Наиболее ярко это проявилось в Советском Союзе, в государстве, где религия была насильственно вытеснена на периферию общественного сознания. При этом свойство человека проявлять чувства сродни религиозным никуда не делось, и они были обращены к людям, занятым творческими профессиями. Театры и музеи не просто выглядели как религиозные храмы — они и были храмами, но только поклонялись там произведениям искусства. Искусство заменило религию: из него было принято черпать представления о том, как устроена жизнь, и искать в нем нравственные ориентиры. В сложившейся системе ценностей концерты и спектакли стали аналогами религиозных служб. Не случайно до сих пор сотрудники театров настаивают на том, что они не работают в них, а служат. И эта традиция обладает колоссальной инерцией: вариант более рационального использования помещений театров (устроить в них кафе или магазины, дав туда доступ широкой публике и в дневное время) в России не приживается. Театр здесь по-прежнему храм, где вести себя нужно особым образом.