Между политикой и деньгами

7 марта 2022, 00:00

Борьба фейков захватила потребительские рынки. В первые дни марта СМИ и социальные сети пестрили сообщениями о том, что в результате спецоперации российских войск на Украине целый ряд компаний уходит с отечественного рынка. Особенно показательными были демарши крупнейших иностранных игроков. Так, сначала утверждалось, что корпорация Apple полностью прекращает продажи своей продукции в нашей стране, приостанавливает экспорт через все каналы сбыта и вводит ограничения на работу Apple Pay и других сервисов. Это сразу привело к ажиотажному росту спроса на технику Apple: розничные цены на нее у разных операторов выросли на 30–85%. Сильнее всего подорожал iPhone 13 — например, модель Pro Max 129 Гб выросла в цене со 110 до 165 тыс. рублей.

МИХАИЛ ТЕРЕЩЕНКО/ТАСС
Новость о закрытии IKEA вызвала наплыв посетителей в магазины
Читайте Monocle.ru в

Сегодня продукция компании Apple одна из наиболее популярных марок на российском рынке. По данным Telecom Daily, смартфоны iPhone занимают 16% рынка в штуках и 48% — в деньгах. И подобного рода заявления компании чувствительны для потребителей. Однако вскоре Apple официально объявила, что не собирается уходить с российского рынка, магазины открылись, а операторы его фирменной розницы обновили цены на имеющиеся складские запасы техники.

Другая противоречивая информация касалась гигантов, выпускающих продукты питания. В частности, говорилось, что американская Coca-Cola планирует полностью прекратить свою деятельность в России, швейцарская Nestle закрывает все свои шесть фабрик, французская Danone уйдет вместе с брендами «Простоквашино» и проч. Пресс-службы этих компаний опровергли информацию об уходе, назвав ее фейковой. «Все наши операционные, производственные и логистические мощности в России работают. Мы несем полную ответственность перед партнерами, обществом и тысячами наших сотрудников в России», — прокомментировали в Coca-Cola.

Вместе с тем некоторые компании все же принимают решение изменить режим работы в нашей стране. Так, в пресс-службе IKEA сообщают, что с 4 марта приостанавливают импорт и экспорт в России и Беларуси, все производственные процессы в России, продажи в магазинах, интернет-магазине и студиях IKEA в нашей стране. Новость об этом вызвала наплыв посетителей в магазины, особенно сильное столпотворение наблюдалось за день до их закрытия.

В качестве главной причины своей заморозки в IKEA называют серьезные нарушения в цепочке поставок и условиях торговли. Из-за логистических проблем компания испытывает дефицит товаров, и, если бы она не пошла на такой шаг, вскоре ей стало бы попросту нечем торговать. В IKEA` уточняют, что пространства для встреч «Мега», расположенные в одноименных торговых центрах внутри ее магазинов, продолжат работать в обычном режиме. А сотрудников оставят с сохранением заработной платы и всех льгот на протяжении трех месяцев (примерно столько продлится ожидаемое закрытие магазинов).

Появляются на рынке и сообщения от fashion-ритейлеров. И, пожалуй, те наиболее агрессивны в своей риторике. О приостановлении деятельности в России уже объявили шведская H&M, испанская Mango, американский Nike. На данном этапе они закрыли свои интернет-продажи на официальных сайтах и в приложениях, тогда как стационарные магазины продолжают торговлю. В компаниях объясняют: они не могут гарантировать доставку товаров покупателям в России. В свою очередь, представители торговых центров опасаются, что из-за действий крупных сетей, которые нередко владеют рядом розничных брендов и занимают целые этажи, площади торговых центров могут освободиться на 40–50%, поэтому сейчас готовят штрафы по арендным платежам и другие компенсации.