Спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин написал в своем телеграм-канале, что причиной отстранения Гергиева от дирижирования европейскими оркестрами стало его молчание в ответ на настойчивые просьбы «определиться с позицией» по поводу ситуации в Украине. Вячеслав Володин оценил поведение дирижера как гражданский поступок и призвал всех отечественных деятелей культуры, в свою очередь, «определиться с позицией». Первым это сделал литовец Миндаугас Карбаускас: он заявил об уходе с поста художественного руководителя Театра имени Маяковского. Следом Эмир Кустурица уточнил информацию о том, что готов возглавить Театр Российской армии, сказав, что был неправильно понят и не соглашался возглавить театр, а всего лишь собирался поставить там три спектакля.
Более масштабные события происходят в киноиндустрии: стриминговый сервис Netflix отказался продолжать работу над российским проектами, а Warner Bros — от проката нового «Бэтмена» накануне его старта. Следом компания Disney отказалась от российского проката анимационного фильма «Я краснею». В России не состоятся ближайшие релизы «Я краснею», «Морбиус», «Затерянного города», «Соника-2» и «Глубоких вод». Каннский фестиваль заявил, что не ждет представителей российского государства. Ассоциация владельцев кинотеатров предупредила о том, что может потерять до 80% выручки, поскольку «количество и качество российских фильмов не позволяют им закрыть полную потребность кинотеатров в контенте, к тому же выпуск некоторых отечественных фильмов по неизвестным нам причинам перенесен». Из официального заявления ассоциации также следует, что резко обострилась ситуация с техническим обеспечением показов. В ответ кинокомпании СТВ и «Мельница» предложили выпустить в повторный прокат фильмы из собственного золотого фонда, благодаря чему зрители получат возможность увидеть на большом экране «Брата-2» и фильмы из анимационной франшизы «Три богатыря».
Российские издатели уже жалуются: авторы детских книг отказываются от сотрудничества с ними, и не исключено, что аналогичных заявлений следует ждать от европейских и американских авторов взрослой литературы, чьи книги занимают до 50% российского книжного рынка. В результате очевидно, что ближайшая перспектива для российской читательской и зрительской аудитории — более подробное знакомство с азиатским кинематографом, литературой и драматургией.