«Экспо», проводимая раз в пять лет, — матерь всех выставок. Всемирная, глобальная. И по размаху примерно как советская ВДНХ, только павильонов, таких же разных, на порядок больше и представительность шире. На проходящей уже полгода, с 1 октября, в Дубае «Экспо-2020» тематических павильонов три: «Устойчивость», «Мобильность» и «Возможности», а вот страновых аж 188.
Задача каждой страны-участницы — показать всему миру… нет, уже не достижения, как это было на всемирных и международных выставках, предшественницах современных «Экспо», а скорее лицо страны, ее возможности для дружбы и сотрудничества. И если изысками в архитектуре павильона удивить было трудно — в ход шли компиляции всех известных в мире стилей и направлений, от модерна до биодизайна, и даже пресловутого «национального колорита» особо не наблюдалось ни у кого, настолько все было «смешано, но не взболтано», — то в части содержания каждый старался на свой лад.
Ключевая тема павильона Франции — экология, переданная в стилистике «Маленького принца». Нидерланды — единение с природой: грибы (грибы, просто грибы), дождь (каждому посетителю на входе выдают зонтик, а затем «включают» дождь). Австрия — опять экология, но переданная через архитектуру, навеянную арабскими строительными традициями (явно в расчете на диалог Запада с Востоком). Армения — традиции и артефакты в контексте поп-арта и дополненной реальности. Беларусь — инсталлированная в «жизнь леса», но, в общем, предсказуемая тема промышленности и строительства, при этом приятно удивившая эргономичной организацией внутреннего пространства павильона. Швеция — еще один подход к лесной теме, теперь уже допускающий ненавязчивое внедрение цифрового мира в природу, которое не мешает тишине и спокойствию.