По новой схеме покупатели из недружественных государств должны открыть в уполномоченном банке (им является Газпромбанк, ГПБ) два счета типа К: рублевый и валютный. Это можно сделать без личного присутствия представителя, но в течение 45 дней ГПБ идентифицирует иностранного покупателя, его представителя, выгодоприобретателя и бенефициаров. Оплата газа в валюте контракта переводится на валютный счет типа К, после чего ГПБ по поручению покупателя газа покупает рубли на Московской бирже и переводит их на рублевый счет типа К, с которого можно расплатиться с «Газпромом». Обязательство по оплате считается исполненным только после зачисления рублей на счет «Газпрома». Если оплата проведена не полностью, продолжать поставки газа запрещается. Из интересного нужно отметить, что Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций вправе выдавать разрешения на проведение оплаты газа без соблюдения этих правил. Кроме того, Банк России может определить другой порядок платежей за российский газ.
Порядок оплаты, определенный в указе, дал почву ряду СМИ и комментаторов называть его компромиссной схемой. Другие задаются вопросом: в чем разница с обязательством для экспортеров продавать 100% валютной выручки?
Главное, что нужно понять: если даже «Газпром» будет обязан продавать все 100% своей валютной выручки, недружественные государства вполне могут ввести санкции, блокирующие его валютные счета. Оплату получить будет можно, а вот что-то с ней сделать — нет. По новой схеме интерес в продаже валюты на российской бирже — на стороне покупателя газа. Получается, что поддержкой курса рубля де-факто занимается иностранный покупатель газа, а ГПБ всего лишь брокер при продаже валюты на бирже. Кроме того, схема позволяет не создавать дополнительных проблем «Газпрому» при продаже газа покупателям из дружественных государств.
Часть руководителей европейских государств уже наотрез отказалась платить за газ в рублях. Например, канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что Германия продолжит платить за газ в евро, а премьер-министр Италии Марио Драги назвал оплату газа в рублях невыполнимым требованием. Впрочем, пока им легко говорить. Оплата текущих поставок будет производиться в конце второй половины апреля или даже в начале мая.
Технически расчеты за экспорт трубопроводного газа осуществляются до десятого числа месяца, следующего за месяцем поставки, из-за того что фактический объем прокачки заранее определить невозможно: всегда есть какой-то люфт, отклонение от согласованного на данный месяц объема. Отбор газа покупателями зависит и от погоды, и от конъюнктуры на изменчивом рынке сжиженного природного газа, и от уровня наполняемости подземных хранилищ газа (ПХГ), и от ряда других факторов. Таким образом, новая схема оплаты реально заработает 10 мая. За ближайший месяц «Газпромэкспорту» предстоит заключить допсоглашения к контрактам со всеми покупателями газа из недружественных стран. Ну и теоретически сохраняется вероятность, что при отказе покупателей перейти на новую схему апрельский газ они получат бесплатно: немедленно закручивать вентиль, по крайней мере без политического решения, никто не собирается.
Если из-за неоплаты поставки газа остановятся, ситуация коренным образом изменится. По данным Gas Infrastructure Europe, на 30 марта остаток газа в ПХГ Европы находится на предельно низком уровне: 26%. Кроме того, технические возможности газотранспортных систем небезграничны, у них есть лимит пропускной способности, поэтому готовиться к следующему отопительному сезону нужно начинать уже сейчас. Кроме того, как рассказал гендиректор концерна BASF Мартин Брудермюллер газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, отказ от российских энергоносителей приведет к худшему кризису немецкой экономики с окончания Второй мировой войны.
Решение Путина перевести расчеты за газ на рубли, впервые обнародованное президентом 23 марта и реализованное в указе от 31 марта, вероятно, было упреждающей защитной реакцией на заявление экс-посла США в Российской Федерации Майкла Макфола, предложившего европейцам заморозить оплату российских энергопоставок. «Россия должна продолжать экспортировать нефть в демократические страны, но получатели должны удерживать оплату до тех пор, пока Путин не закончит войну. После этого решение за Путиным: прекращать поставки или нет», — написал экс-посол в твиттере 22 марта. Технически организовать такую схему было бы можно, если покупатели российских энергоресурсов откроют специальные накопительные эскроу-счета в европейских банках, режим которых содержал бы только одного получателя («Газпромэкспорт»), но предполагал проведение платежей при соблюдении ряда прописанных недружественными европейцами условий. Поэтому решение Путина, подобно силе воздействия операционного рычага (СВОР) в военной области, можно рассматривать как упреждающий удар.
Да, для покупателей газа из недружественных европейских стран фактически ничего не меняется, разве что они получат небольшие издержки за открытие и ведение рублевого счета в ГПБ, и комиссионные расходы за конвертацию логично отнести на их счет. Однако риск эскроу-счетов в зарубежных банках снят. Даже если ГПБ окажется под блокирующими санкциями США, это не помешает ему проводить операции с евро. Если же ГПБ отключат от SWIFT, это также не помешает банку оперировать с рублями и валютой внутри страны с российскими резидентами, используя систему передачи финансовых сообщений.