Нельзя сказать, что в этом «виноваты» одни лишь необдуманные санкции против России. Разгон инфляции был лишь делом времени — к этому планомерно год за годом вели и денежно-кредитная политика ЕЦБ (заливка всех проблем экономики деньгами), и утерявший связь с реальностью переход на ВИЭ в ущерб инвестициям в добычу традиционного топлива, и разрыв товарных цепочек, вызванных ковидом. Но взрыв на товарных и сырьевых рынках в феврале–марте этого года радикально усилил процесс.
Экономический прогноз по Европе, который вы прочтете далее, во многом основан на прошлых прогнозах — да, мы взяли «критический» сценарий Европейского ЦБ, но даже он сейчас представляется чрезмерно оптимистичным. Финансисты и экономисты обладают довольно инерционным мышлением и стараются раньше времени никого не пугать. Кроме того, за последние четырнадцать лет, с кризиса 2008 года, стало ясно, что Запад в любой непонятной ситуации предпочитает накачивать экономику деньгами. Этого же ожидают от ЕЦБ и европейских властей и сегодня. Но теперь в связи с беспрецедентным ростом цен на энергоносители и продовольствие встает вопрос: помогут ли обесценивающиеся деньги спасти от закрытия европейские предприятия, которые уже останавливаются из-за слишком дорогой электроэнергии? Пока консенсус сегодня таков: помогут. Но если нет, Европе не только не стоит ждать роста ВВП, хоть и слабого, — она столкнется с серьезнейшим кризисом. Ближайшим примером выглядит стагфляция, поразившая США, Германию и другие страны Запада в 1970-х годах. Очень много совпадений: резкий взлет цен на энергоносители и продовольствие, слишком много напечатано денег, демонтаж сложившейся мировой финансовой системы — Бреттон-Вудса тогда и доллароцентричной системы сейчас.
Странам Юга ЕС с их самой слабой экономикой придется хуже всего. Но Юг Европы никого не волнует, как и население: именно на него двузначная инфляция перекладывает все бремя недальновидных решений европейских политиков.
Европейский капитал, естественно, ищет возможности снизить эффект антироссийских санкций, буквально вытаскивая из санкционных режимов самое необходимое для функционирования европейской экономики. Например, на прошлой неделе, из-под санкций были выведены поставки из России никеля, палладия, титана и других металлов, остро необходимых для выпуска продукции машиностроения. Характерно, что особенно энергично против санкционных режимов бьются самые «машиностроительные» страны Европы — Австрия, Германия, Италия и Венгрия. Это объяснимо, так как машиностроение является важнейшей статьей европейского экспорта, а рост цен на энергоносители плюс дефицит поставок металлов, принципиально и долгосрочно подорвет европейскую экономику. Так, что она может уже никогда не подняться.
В целом же европейская буржуазия в ее непротивлении европейскому политическому мейнстриму не может не вызывать удивления. Как бы мы ни относились сегодня к Европе, ее буржуазия — автор еще существующей индустриальной цивилизации и носитель высокой индустриальной культуры. Именно эта культура, а не пара десятилетий мягкой денежной политики Брюсселя, стала основой ее процветания. Зачем сегодня европейская буржуазия «сливает» все это своим попустительством малодушной европейской политике, вскормленной за океаном и решающей вовсе не европейские задачи, понять невозможно.