Обсуждение проблем ТЭКа у президента в полном объеме раскрывать не стали. Далеко не все предложения и конкретные схемы преодоления нефтегазовых санкций можно публиковать. Хотя последние (если не считать нефтяного эмбарго, объявленного США, Великобританией и Канадой) еще не были объявлены официально правительствами «недружественных» государств, их уже применяют транснациональные компании.
Напомним: одна за другой нефтегазовые добывающие компании и трейдеры объявляют о прекращении закупки нефти либо у всех российских поставщиков, либо для начала у госкомпаний. Тринадцатого апреля крупнейший в мире швейцарско-нидерландский трейдер Vitol предупредил, что прекратил все спотовые закупки в России. Во втором квартале компания обещает отказаться и от заключения с российскими нефтяниками новых долгосрочных и среднесрочных контрактов. Если так и будет, к концу года Vitol практически прекратит сотрудничество с Россией. Правда, при этом трейдер заявил, что вернется к закупкам нашей нефти, если ситуация изменится.
О сворачивании сотрудничества с Россией объявила и сингапурская Trafigoura, занимающая второе место в мире по объемам глобальной торговли нефтью. И, кстати, первое — по торговле металлами, владея при этом 8% акций «Норникеля». Но, что в данном случае важнее, четвертое по закупкам российской нефти (12,9 млн тонн в прошлом году). Trafigoura принадлежат 9,75% акций в компании «Первый мурманский терминал». Она инвестировала в проект «Роснефти» «Восток Oil». Вместе с «Роснефтью» сингапурцы управляют и вторым по мощности (20 млн тонн в год) индийским нефтеперерабатывающим заводом.
Пятнадцатого мая экспорт нефти из России существенно сократится, подытожило Reuters. Ведущий эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович уверен: и Reuters, и Bloomberg тщательно следят за деятельностью глобальных нефтетрейдеров и тут же «доносят» правительственным и межправительственным структурам Запада о фактах продолжения сотрудничества компаний с российскими контрагентами. Поэтому крупным нефтетрейдерам придется официально уйти (хотя бы на время) с нашего рынка энергоресурсов.
В этой ситуации российские продавцы активно маневрируют ценой на Urals: к цене Brent даются скидки до 30%. При этом 70, а тем более 80 долларов за баррель существенно выше прогнозируемых в прошлом году 64–66 долларов. В результате несколько дней назад в правительственный резервный фонд было направлено более 271 млрд рублей. дополнительных поступлений от экспорта нефти и газа в марте.
Однако остаются проблемы с логистическими цепочками. Не только трейдеры, но и судовладельцы избегают контактов с российскими танкерами, а главное, с портами. Пришлось, по неофициальной информации, российским танкерам перегружать нефть и нефтепродукты на зарубежные в открытом море, делаясь при этом «невидимыми» для мониторинга.
Еще один способ обойти объявленные официально и неофициально нефтяные санкции — перемешать российскую нефть с какой-либо другой. Если в коктейле ее окажется хотя бы 49,9%, то формально это будет уже не российское сырье. В таком виде нашей нефтью глобальные трейдеры торгуют, по данным ряда участников рынка, все чаще и все в более значительных объемах, поставляя ее даже на НПЗ США. Так что и Vitol, и Trafigoura уходят с нашего рынка лишь условно.
К тому же, как подчеркивает Митрахович, уже выстроилась целая очередь из относительно небольших нефтетрейдеров, готовых заменить крупнейших игроков.
Тем не менее ясно, что основные экспортные потоки нефти и газа необходимо переориентировать с Запада на Восток, а также, как подчеркнул Владимир Путин, на Юг. То есть предусмотреть экспорт в страны не только Азии, но и Африки и Южной Америки.
Президент поручил правительству «предусмотреть строительство новых нефте- и газопроводов с месторождений Западной и Восточной Сибири». Нарастить мощности по перевалке нефти в арктических и дальневосточных портах, использовать потенциал Северного морского пути, а также включить газопроводы «Сила Сибири» и Сахалин — Хабаровск — Владивосток в Единую систему газоснабжения.
Правительство должно разработать проект перспективного плана развития нефте- и газотранспортной инфраструктуры к 1 июня этого года.