Избавление от засилья доллара — это потаенная мечта человечества. Мечта — потому что никого не устраивает сложившийся порядок, когда, по большому счету, лишь одна страна в мире имеет возможность создавать ничем не обеспеченные долговые обязательства в валюте, которая является всеобщим эквивалентом. Потаенная — потому что официальные лица на Востоке и Западе предпочитают не вступать в открытую конфронтацию с США на этой площадке. Хотя продолжающийся рост американского госдолга несет в себе потенциал глобального разрушения мировой экономики, изменение статус-кво может само повлечь за собой скатывание в глобальную финансовую катастрофу. От этого остается ощущение безнадежности: мечте суждено остаться мечтой.
Сложившийся миропорядок особенно больно бьет по странам, чьи финансовые рынки относятся к числу развивающихся. Достаточно даже небольшого волнения на мировых рынках, как начинается бегство капиталов в «тихую» долларовую гавань. Бегство капиталов разрушает валютные системы развивающихся стран, становится причиной инфляции, ограничивает возможности сбережений в национальной валюте. Расчехлена и санкционная дубинка: Вашингтон продемонстрировал, что в любой момент способен заблокировать долларовые транзакции, что, собственно, он и проделал в отношении неугодных стран, в числе которых оказалась Россия.
Те партнеры США, которые обладают резервными валютами, недовольны тем, что гегемония, построенная на возможности печатать деньги, ведет к несправедливой конкуренции. Евросоюз пытается копировать политику своего суверена, раздувая свои долговые обязательства. Одновременно он не оставляет попыток потеснить доллар из системы расчетов. Так, по состоянию на март текущего года доля евро в международных расчетах, проходящих через систему SWIFT, составляла 35,4% против 41,1% у доллара США. Это несомненное достижение, если учесть, что двадцать лет назад евро начинал с нуля. Тем не менее стать мировой резервной валютой у евро шансов нет.