Siemens уходит из России. В марте концерн объявил о приостановке инвестиций в Россию и поставок оборудования, сейчас же, по словам президента и главного исполнительного директора компании Роланда Буша, Siemens AG решил «свернуть промышленную деятельность в России».
Отметим, что при этом две «дочки» немецкого концерна — Siemens Healthineers и лизинговая компания «Сименс Финанс» — заявили, что продолжат работать в нашей стране.
Что касается Siemens Energy, которая в 2020 году была выделена из Siemens AG как самостоятельная компания, то она в марте только приостановила реализацию новых проектов в России и пока не объявила об изменении своей политики.
Таким образом, наибольшие проблемы уход концерна может создать высокоскоростным и скоростным железнодорожным пассажирским перевозкам и железнодорожному машиностроению. Именно на эти сектора распространяется полный запрет — от поставок технологий до поставок запчастей для ранее проданных изделий.
Сегодня РЖД эксплуатирует высокоскоростные поезда «Сапсан» и скоростные поезда «Ласточка».
«Ласточка» производится на заводе «Уральские локомотивы». Это совместное предприятие Siemens и «Синары — Транспортные машины», где партнеры имеют равные доли в капитале. К настоящему моменту выпущено более 260 поездов. Ранее «Уральские локомотивы» заявляли, что локализация «Ласточек» по итогам прошлого года составила почти 90%. Правда, какие именно компоненты закупают за рубежом, в компании не раскрывают. Не исключено, что это асинхронные тяговые двигатели от Siemens, без которых производство таких электропоездов может остановиться.
С «Сапсаном» все еще сложнее. Этот высокоскоростной поезд немецкий концерн производит специально для России. Сейчас РЖД эксплуатируют 16 таких поездов. В 2019 году был заключен контракт на поставку еще 13 «Сапсанов». Из них получили только четыре. Остальные, очевидно, поставлены уже не будут.
«Сапсан» — высокотехнологичный продукт. Его эксплуатация, обслуживание и ремонт серьезно зависят от Siemens. Как ранее рассказывали «Эксперту» люди, знакомые с технологией обслуживания «Сапсанов», в случае плановой замены какого-либо блока или его ремонта его поставляет Siemens и он меняется целиком. Какому-либо ремонту, по крайней мере в России, эти блоки не подлежат. Таким образом, прекращение поставок запасных частей к «Сапсанам» приведет к тому, что через какое-то время все эти поезда окажутся на стоянке в депо. Учитывая, что «Сапсан» создавали на базе высокоскоростного поезда Velaro специально для России, можно предположить, что оригинальных запчастей для него на рынке просто нет. И параллельный импорт тут не спасет. Возможно, какое-то время получится продолжать их эксплуатировать за счет каннибализации, разбирая одни поезда в пользу других. Но и это долго не продлится.