Узда — самокатам

16 мая 2022, 00:00

Научный автомоторный институт (НАМИ) намерен открыть новое направление бизнеса. В ближайшие несколько месяцев там начнется обязательная сертификация самокатов, моноколес и прочих электрических средств индивидуальной мобильности. Потенциальный доход госпредприятия — сотни миллионов рублей в год.

ВАЛЕРИЙ ШАРИФУЛИН/ТАСС
Проблему «тротуарных гонщиков» будущий ГОСТ не решает
Читайте Monocle.ru в

До сих пор транспорт «последней мили» не подлежал полноценной сертификации. Сейчас же за нее задумали взяться всерьез. Причем начать решили не с изменений в Правилах дорожного движения, а с ограничений конструктивного характера, соблюдение которых потребует верификации в сертифицирующих органах.

В новом ГОСТe, проходящем согласование с ведомствами, от Минтранса до Минздрава, прописаны требования к электросамокатам (включая трехколесные), моноколесам и ховербордам, предназначенным для эксплуатации на дорогах и тротуарах. Электровелосипеды, самокаты с сиденьем, а также изделия для детей и спорта не рассматривают. Видимо, для них разработают отдельный ГОСТ или внесут дополнения в этот. Ограничения и требования отчасти скопированы с европейского стандарта для подобной техники (в частности, максимальная скорость — 25 км/ч), но есть и сугубо отечественные новшества, делающие иностранные сертификаты недействительными. Например, транспортное средство должно иметь связь с ГЛОНАСС и GPS одновременно, чтобы на территориях со специальным режимом (например, в парках) автоматически ограничивать скорость до 9 км/ч. Должен быть предусмотрен и особый, пешеходный, режим, ограничивающий скорость до 6 км/ч, при этом будет включаться световой сигнал, видимый и водителю, и окружающим, а при движении задним ходом (не более тех же 6 км/ч) — звуковой. Если максимальная скорость транспортного средства менее 6 км/ч, ему достаточно катафотов, если же может доходить до 25 км/ч — фара и задний фонарь обязательны. Предъявляются и требования к минимальному размеру колес, а также к нескользящей части опорной поверхности водителя (платформы).

Кроме того, транспортные средства и их составные части должны пройти испытания на ударную прочность, вибростойкость и электробезопасность, динамическое испытание на усталостную прочность, а также на скручивание и изгиб рамы. В общем и целом методики схожи с таковыми для «настоящих» мопедов и мотоциклов, а список испытаний короче, но ненамного. Перечень же оборудования для такой сертификации не по карману средней независимой испытательной лаборатории, зато в НАМИ он практически весь в наличии.

Таким образом, предполагаемая цена получения сертификата безопасности составит несколько миллионов рублей на одну модель самоката, моноколеса или ховерборда. Что повлечет за собой резкое удорожание техники, особенно отечественных производителей, чья деятельность пока только набирает обороты, в отличие от китайских корпораций. Менее же всего пострадают крупные кикшеринговые компании ввиду больших закупок однотипной техники в Китае.

При этом проблему «тротуарных гонщиков» будущий ГОСТ не решает. Ограничители отечественные умельцы легко обходят перепрограммированием, а заблокировать «связь с космосом» еще проще. Тем более что мощность двигателей новый ГОСТ не регламентирует; напомним, в ЕС она лимитирована 250 Вт, в США — 750 Вт.