Автомобильное производство, как еще раз показали нынешние события, — средоточие и достижений, и проблем промышленности страны в целом. Именно поэтому «Эксперт» уделяет отрасли особое внимание. И угрозам (см. «Краш-тест», № 12 за 2022 год), и шансам на перерождение.
Прошло три месяца новой реальности. По меркам машиностроения очень немного даже с поправкой на чрезвычайный режим работы. Но достаточно, чтобы увидеть масштаб бедствия — и действия, предпринимаемые для спасения (звучит, наверное, громко, но это факт) этой значимой отрасли промышленности.
Постояли, и хватит
Начнем с производств легковых автомобилей российских марок.
На флагмане отрасли, АвтоВАЗе, в эти дни идет «импортозамещение» менеджмента. В том числе в закупках компонентов — важнейшем звене того импортозамещения, что без кавычек. До последнего времени отношениями со смежниками занималась сторонняя, подконтрольная Renault, компания «АПО Рус». Теперь тольяттинцам предстоит создать систему закупок заново одновременно с «перезагрузкой» всей базы поставщиков.
Производство же в Тольятти стояло c 4 по 24 апреля и весь май, и лишь 6 июня сборка была возобновлена. Но только модели «Гранта» (она собирается в отдельном корпусе, СКП «Калина») в упрощенном исполнении: с 90-сильным восьмиклапанным мотором «Евро-2», без АБС, подушек безопасности, преднатяжителей ремней безопасности и ГЛОНАСС — по четырехдневному графику в две смены. В июне будет также отгружено 452 машинокомплекта для сборки на «ЧеченАвто» и в компанию «Лада Спорт», которая собирает версию «Гранта Драйв Актив».