В пивоварне Selfmade Brewery, расположенной на промплощадке в Лианозовском районе Москвы, мой нос улавливает тонкий цветочный аромат с фруктовыми сладковатыми нотами — что-то экзотическое и приятное, освежающее… Здесь точно варят пиво? Директор компании Александр Громов в подтверждение кивает головой и поясняет, что в процессе розлива пена стекает по банке и смывается водой, оттого сейчас в цеху столь яркий аромат, за который отвечает хмель, а точнее, микс хмелей, ведь в процессе изготовления пива может использоваться несколько сортов этих пахучих шишечек, а всего на пивоварне для разного пива используется около тридцати сортов хмеля. и каждый год часть из них меняется в зависимости от урожая. За вкус пива в большей степени отвечает солод, и здесь его ассортимент тоже богат: в активном употреблении пивоварни около двадцати видов, для некоторых темных сортов пива могут использовать по пять-восемь видов солода сразу. Одни его названия вызывают аппетит: бисквитный, кофейный, карамельный, жженый.
Здесь не экономят не только на ингредиентах, но и на времени приготовления напитков — есть сорта, к примеру имперские стауты, которые выдерживаются от двух до шести месяцев, чтобы они выравнивались и осветлялись, тогда как обычное пиво готовится четыре недели. Столь по-ресторанному тщательный подход к процессу изготовления пива имеет своей целью создание интересных вкусов для желающих попробовать что-нибудь эдакое, а проще — чтобы где-нибудь в баре два приятеля-завсегдатая уже на первом глотке причмокнули от удивления, нецензурно похвалили пивовара и попросили бармена повторить, не оглядываясь на цену от трехсот рублей за пол-литра.
Selfmade Brewery (компания «Барбелл Брювери») работает на рынке крафтового пива, который в России молод, ему чуть более десяти лет, однако он уже перешел границу от хобби, «высокой моды» в пивоварении к полноценному бизнесу, который хорошо растет, укрепляясь в своей узкой, но весьма конкурентной нише премиальных напитков. Та же Selfmade Brewery, открывшаяся в 2016 году, уже нарастила выручку до 97 млн рублей, а объем производства — с 5 до 45 тонн в месяц. География поставок пивоварни охватывает территорию от Калининграда до Владивостока, а вместе с экспортом — от Европы до Китая. Другой пример — пивоварня «Островица» из маленького города Аша в Челябинской области, она выпускает крафтовое пиво с 2015 года, прирастая ежегодно в два раза, и сегодня производит порядка 60 тонн в месяц с годовой выручкой 150 млн рублей. Всего крафтовых пивоварен в России немногим более сотни, и статистически они входят в число полутора тысяч небольших производителей пива, которые в общем объеме рынка, составившего в 2021 году 807 декалитров, или 8 млн тонн, занимают около 10%.