Столь значительная инфраструктурная инициатива, пожалуй, первая с начала санкционной войны попытка правительства поддержать экономику не реактивно, повысив степень ее адаптации к новой реальности, а проактивно, мобилизовав внутренний потенциал экономического развития. В этом смысле выбор автодорожной инфраструктуры следует признать удачным. Ее модернизация и расширение дают пролонгированный комплексный социально-экономический эффект, да и сам процесс стройки дает мощные импульсы к развитию смежных отраслей и территорий локации дорог.
Детали автодорожного плана с «Экспертом» согласился обсудить Максим Фадеев, директор по экспертной работе Центра экономики инфраструктуры.
— Максим Сергеевич, какие ключевые дороги будут построены согласно плану?
— Прежде всего, по плану должно завершиться идущее сейчас строительство трассы М12 Москва—Казань, включая ее продолжение до Екатеринбурга. До 2024 года, когда предполагается завершить эту стройку, другие мегапроекты такого уровня не планируются.
В этот период предусмотрено осуществить реконструкцию наиболее загруженных участков дорог (например, участки М-7 «Волга», М-5 «Урал», А-370 «Уссури», Р-255 «Сибирь») либо завершить реконструкцию уже начатых объектов, скажем А-181 «Скандинавия».
А вот после 2025 года будут реализовываться и другие мегапроекты. Самым вероятным из них станет Юго-Западная хорда (ЮЗХ, Екатеринбург—Краснодар). Разумеется, степень проработки таких «поздних» проектов ниже, чем у той же М-12, которая строится уже сейчас.
— Не очень понятно, что значит «самым вероятным»? В плане прописаны какие-то оговорки, что данный проект может не быть реализован?
— С учетом текущей ситуации ничего не может быть гарантировано. План есть, деньги на него зарезервированы. Но за три года многое может измениться. Может появиться какой-нибудь политический проект (условно как мост в Крым), и в этом случае деньги будут откуда-то перебрасывать, а поскольку хорда самый крупный из них, могут «порезать» его. Но тем не менее это единственный проект в плане, сравнимый по масштабу (стоимость, протяженность, охват территории) с М-11 и М-12, а потому ожидается, что это будет следующий мегапроект. Кстати, ввиду последних событий проект «Меридиан» в варианте отдельного проекта реализован не будет, так как он сильно зависел от транзитного трафика; об этом высказался Вячеслав Петрович Петушенко, председатель правления ГК «Автодор». Поэтому решено этот проект частично интегрировать в ЮЗХ.
— Можно чуть подробнее о проекте ЮЗХ: протяженность, смета, социально-экономические эффекты?
— Это автомобильная дорога, которая призвана соединить территории Урала и Сибири с югом России. Предполагалась, что трасса протяженностью 1,7 тыс. км пройдет от М-12 в районе Дюртюлей через Самару, Тольятти (строящийся сейчас мостовой переход через Волгу в Тольятти станет частью ЮЗХ), Саратов, Волгоград и далее на Краснодар. С учетом интеграции туда «Меридиана» протяженность дороги выросла до 2,7 тыс. км. Там появится ответвление либо на Липецк и Воронеж (от Саратова), либо на Казахстан или сразу оба ответвления. Но все это пока предположения: в ближайшее время ГК «Автодор» будет проводить оценку разных вариантов. Кроме того, возможно изменение маршрута в южной части: от Волгограда трасса пойдет не на Краснодар, а на Ростов-на-Дону. Но в любом случае задача ЮЗХ — позволить грузам из восточных регионов страны беспрепятственно прибывать в порты Черного моря, а жителям Поволжья, Урала и Западной Сибири — в основные места рекреации.
Стоимость такой автодороги может составить почти 3 трлн рублей. Однако и социально-экономические эффекты здесь также будут очень внушительными. В случае реализации проекта за 25 лет государство, по предварительным оценкам, получит около 7,5 трлн рублей эффектов за счет прироста ВВП и 2,1 трлн рублей увеличения бюджетных доходов.
— Какие еще крупные проекты по строительству федеральных автодорог помимо ЮЗХ вошли в план? Есть ли проекты в Сибири и на Дальнем Востоке?
— К крупным проектам можно отнести дорогу Краснодар—Сочи. Она стоит около 1 трлн рублей. Хотя пользоваться ей будут жители всей страны ввиду туристической специфики региона. Еще КАД-2 вокруг Санкт-Петербурга стоимостью 250 млрд рублей. Но это тоже во многом локальный проект.
На востоке страны предполагается только реконструировать существующие дороги и построить большое количество обходов городов и мостов: обход Кемерова, мост в Новосибирске, обход Канска, обход Усолья-Сибирского. Благодаря этим мероприятиям автомобильное сообщение в восточных регионах значительно улучшится, появятся участки скоростных дорог. Но мегапроектов там не будет.
— Включает ли в себя план строительство крупных, давно обсуждаемых мостовых переходов: в Якутске через Лену и в Салехарде через Обь?
— Мост в Якутске включен в план, он уже реализуется. В Салехарде — нет, но он уже и не стоял на повестке для в последние годы. Однако в плане присутствует мост через Обь в Сургуте. Этот проект давно прорабатывался, и строительство должно начаться в 2024 году.