Прошло почти три месяца с момента введения очередного моратория на банкротства (введен с 1 апреля, среди прочего приостанавливает штрафные санкции за неисполнение должником обязательств и само исполнительное производство по имущественным взысканиям), и в этот раз результаты очень неоднозначные. Уже известно, что пострадали кредиторы из различных сфер, не только из финансовой. Одной из наиболее пострадавших отраслей оказалось жилищно-коммунальное хозяйство, где проблемы с платежами были и до моратория. Теперь же механизмы борьбы с неплательщиками практически перестали действовать — а люди при этом все чаще бросают платить.
Недавно на заседании правительства глава Минстроя Ирек Файзуллин особое внимание уделил тому, что долги за ресурсы и услуги ЖКХ со стороны предприятий, организаций и населения за 2021 год составляют почти 1,5 трлн рублей (1,33 трлн рублей на конец первого квартала 2021 года. — «Эксперт»); при этом задолженность организаций ЖКХ перед ресурсоснабжающими организациями на апрель 2022 года составила 208,9 млрд рублей.
В отличие от 2020 года, когда мораторий распространялся только на отрасли, пострадавшие от ковида, в 2022 году под него подпали практически все должники за исключением застройщиков проблемных объектов недвижимости. Два года назад при точечном применении должникам, кредиторам, судам, приставам и прочим участникам процесса как-то удавалось договориться. Но сейчас, при повсеместном применении моратория, ситуация обострилась. Подлила масла в огонь и разноголосица в трактовках и разъясняющих комментариях различных органов власти.