Вето Турции на вступление Швеции и Финляндии в НАТО заставило Североатлантический альянс искать компромисс между непримиримыми позициями Стокгольма, Хельсинки и Анкары. Ранее Турция потребовала от Швеции и Финляндии разорвать отношения с курдскими организациями, которые Анкара считает террористическими (а это очень широкий открытый список), выдачи активистов, введения эмбарго на поставки оружия сирийским и иракским курдам, а также отмены запрета на поставки шведского оружия турецкой армии.
Генсек Альянса Йенс Столтенберг неожиданно заявил, что понимает опасения Турции по поводу ее безопасности в связи с перспективой вступления в организацию Швеции и Финляндии. «Речь идет о терроризме и экспорте оружия. И мы должны понимать, что ни один другой член НАТО не пострадал от террористических атак больше, чем Турция… Поэтому, когда такой ключевой союзник НАТО, как Турция, поднимает вопрос, касающийся терроризма, мы, конечно, должны сесть за стол переговоров и отнестись к этому серьезно», — сказал Столтенберг. Впрочем, он заявил, что, хотя окончательного срока достижения соглашения не предусмотрено, желательно решить этот вопрос до саммита НАТО в Мадриде, который пройдет с 29 по 30 июня текущего года.
Неожиданную уступчивость Столтенберга и его явную комплиментарность по отношению к Турции можно понять. Во-первых, военный блок оказался в глупом положении, когда объявил в начале мая о готовности принять Швецию и Финляндию в свои ряды, но с явным пренебрежением отнесся к процедуре, требующей согласия всех членов организации. Теперь Столтенберг стремится сгладить неловкость.