Новые хозяева переименованного завода с самого начала заявляют, что основным потребителем «Москвичей» станут таксопарки и операторы каршеринга. Отметим, что назначенный на завод генеральным директором Дмитрий Пронин ранее занимал пост заместителя руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, где курировал таксомоторную отрасль и закупки транспортных средств московскими и федеральными структурами, а еще ранее отвечал в «Авилоне» (мультибрендовой дилерской компании) за корпоративные поставки.
Не исключено, что в выборе партнера определяющей оказалась политическая составляющая: JAC Motors (полное название Anhui Jianghuai Automobile Co., Ltd) — китайская государственная компания, не первый год ведущая экспансию на рынки России, Казахстана и Белоруссии, в том числе через партнерство с местными автосборщиками. В частности, КамАЗ давно собирает и локализует грузовики JAC (они же «КамАЗ Компас»). По некоторым данным, ведутся также переговоры об организации сборки фургонов и пикапов JAC на площадке «Соллерс Авто» в Елабуге.
При этом оригинальный электромобиль для «Москвича» (тоже с самого начала ориентированный на такси и шеринг) на КамАЗе продолжают разрабатывать. Более того, подписано соглашение между мэром Москвы Сергеем Собяниным и гендиректором КамАЗа Сергеем Когогиным «о сотрудничестве в области развития легкового транспорта и производстве отечественного электрического автомобиля». Но до серии электромобилю, известному как «проект “Кама”», минимум три года — при обильном финансировании, сильной команде и отсутствии подводных камней с поставками комплектующих и просто ошибок в проектировании.
Как сообщает ТАСС, при поддержке президента и правительства России, а также КамАЗа и московских институтов в столице будет создан центр компетенций по развитию производства городского электрического транспорта. Базовой промышленной площадкой для этого центра станет завод «Москвич».
Но это лишь заявления о намерениях. Как и локализация «китайцев» — сначала штамповка и тормозные системы, затем электросиловой агрегат, батареи и другая электроника. Пока же — жесткая отверточная сборка китайских автомобилей. Таким образом, «Москвич» пока выступает скорее как центр предпродажной подготовки, а не как производитель автомобилей.
Заявка на локализацию позволяет заключить специальный инвестиционный контракт, а это, в свою очередь, даст возможность таксопаркам и операторам шеринга при взятии в лизинг электромобиля «Москвич» получать законную компенсацию (25% от стоимости автомобиля, но не более 625 тыс. рублей; в ближайшее время эту сумму намечено поднять почти в полтора раза), а при закупках госструктурами иметь решающее преимущество перед «настоящими китайцами». Возможно также получить субсидии от Минпромторга России на локализацию производства и гранты на НИОКР, о намерении выделить которые «Москвичу» заявил глава министерства Денис Мантуров.
Рынок автомобилей для такси и шеринга только в московском регионе составляет, по разным оценкам, от 50 до 70 тыс. машин в год и даже по пессимистичным прогнозам не должен упасть в ближайшие два года ниже 30 тыс. Безусловно, даже вкупе с госзаказом это не даст полной загрузки сборочного завода (рассчитанного на 180 тыс. машин в год), но оправдает его наличие в схеме поставок автомобилей JAC корпоративным клиентам, включая госструктуры, и таксистам-индивидуалам.
А если не сложится, ничто не помешает снести завод и на его месте построить жилье. Как уже было десять лет назад. Тогда Москва тоже собиралась превратить терпящее бедствие АМО ЗиЛ (64% акций которого контролировало правительство Москвы) в высокотехнологическую промплощадку с расширением производства автомобилей и автокомпонентов. Сейчас на месте завода жилой комплекс и объекты городской инфраструктуры.