«Москвичи» китайского происхождения

11 июля 2022, 00:00
АЛЕКСАНДР ЩЕРБАК/ТАСС
Новые хозяева завода заявляют, что основным по- требителем новых «Москвичей» станут таксопарки и операторы каршеринга

Теперь официально: к концу года на площадях московского автомобильного завода «Москвич» начнется крупноузловая сборка четырех переднеприводных кроссоверов (один из них на электротяге) и одного седана «из отдельных дружественных стран». Под которыми на фотографиях с презентации и по обнародованным техническим характеристикам легко узнать машины китайской JAC. До конца года соберут 600 штук (из них 200 единиц — с электроприводом), в следующем обещают 50 и 10 тыс. соответственно, а в 2024-м из цехов завода выйдет 80 тыс. бензиновых «китайцев» и 20 тыс. электрических. Бензиновые моторы мощностью 120–190 л. с., электрический — стосильный (но батарея — 70 кВт⋅ч, так что дешевым 4,4-метровый кроссовер не будет, зато запас хода у него — 350–400 км).

Новые хозяева переименованного завода с самого начала заявляют, что основным потребителем «Москвичей» станут таксопарки и операторы каршеринга. Отметим, что назначенный на завод генеральным директором Дмитрий Пронин ранее занимал пост заместителя руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, где курировал таксомоторную отрасль и закупки транспортных средств московскими и федеральными структурами, а еще ранее отвечал в «Авилоне» (мультибрендовой дилерской компании) за корпоративные поставки.

Не исключено, что в выборе партнера определяющей оказалась политическая составляющая: JAC Motors (полное название Anhui Jianghuai Automobile Co., Ltd) — китайская государственная компания, не первый год ведущая экспансию на рынки России, Казахстана и Белоруссии, в том числе через партнерство с местными автосборщиками. В частности, КамАЗ давно собирает и локализует грузовики JAC (они же «КамАЗ Компас»). По некоторым данным, ведутся также переговоры об организации сборки фургонов и пикапов JAC на площадке «Соллерс Авто» в Елабуге.

При этом оригинальный электромобиль для «Москвича» (тоже с самого начала ориентированный на такси и шеринг) на КамАЗе продолжают разрабатывать. Более того, подписано соглашение между мэром Москвы Сергеем Собяниным и гендиректором КамАЗа Сергеем Когогиным «о сотрудничестве в области развития легкового транспорта и производстве отечественного электрического автомобиля». Но до серии электромобилю, известному как «проект “Кама”», минимум три года — при обильном финансировании, сильной команде и отсутствии подводных камней с поставками комплектующих и просто ошибок в проектировании.

Как сообщает ТАСС, при поддержке президента и правительства России, а также КамАЗа и московских институтов в столице будет создан центр компетенций по развитию производства городского электрического транспорта. Базовой промышленной площадкой для этого центра станет завод «Москвич».

Но это лишь заявления о намерениях. Как и локализация «китайцев» — сначала штамповка и тормозные системы, затем электросиловой агрегат, батареи и другая электроника. Пока же — жесткая отверточная сборка китайских автомобилей. Таким образом, «Москвич» пока выступает скорее как центр предпродажной подготовки, а не как производитель автомобилей.

Заявка на локализацию позволяет заключить специальный инвестиционный контракт, а это, в свою очередь, даст возможность таксопаркам и операторам шеринга при взятии в лизинг электромобиля «Москвич» получать законную компенсацию (25% от стоимости автомобиля, но не более 625 тыс. рублей; в ближайшее время эту сумму намечено поднять почти в полтора раза), а при закупках госструктурами иметь решающее преимущество перед «настоящими китайцами». Возможно также получить субсидии от Минпромторга России на локализацию производства и гранты на НИОКР, о намерении выделить которые «Москвичу» заявил глава министерства Денис Мантуров.

Рынок автомобилей для такси и шеринга только в московском регионе составляет, по разным оценкам, от 50 до 70 тыс. машин в год и даже по пессимистичным прогнозам не должен упасть в ближайшие два года ниже 30 тыс. Безусловно, даже вкупе с госзаказом это не даст полной загрузки сборочного завода (рассчитанного на 180 тыс. машин в год), но оправдает его наличие в схеме поставок автомобилей JAC корпоративным клиентам, включая госструктуры, и таксистам-индивидуалам.

А если не сложится, ничто не помешает снести завод и на его месте построить жилье. Как уже было десять лет назад. Тогда Москва тоже собиралась превратить терпящее бедствие АМО ЗиЛ (64% акций которого контролировало правительство Москвы) в высокотехнологическую промплощадку с расширением производства автомобилей и автокомпонентов. Сейчас на месте завода жилой комплекс и объекты городской инфраструктуры.