Последние мечты Бориса Джонсона

Александр Смирнов
обозреватель отдела политики «Монокль»
11 июля 2022, 00:00

Британские консерваторы вынудили своего бывшего лидера оставить пост премьер-министра. Сменщик Джонсона может оказаться более последовательным политиком

MARTYN WHEATLEY/I-IMAGES VIA ZUMA PRESS
Читайте Monocle.ru в

Борис Джонсон написал книгу «Фактор Черчилля: как один человек творил историю». Но на посту премьера он предпочел плыть по течению, выбирая, как ему казалось, пути наименьшего сопротивления

Как известно, англичане уходят не прощаясь, а Борис Джонсон хоть и попрощался с креслом премьера, но явно не собирается уходить со своего поста по крайней мере до осени текущего года. Он напомнил о своих главных заслугах — победе на парламентских выборах 2019 года, действиях по преодолению пандемии коронавируса, выходе Великобритании из ЕС и поддержке, оказываемой Лондоном Киеву. Джонсон предпочел не говорить об ошибках, совершенных на посту премьера, но этого и не требовалось: все перечисленные им «достижения» со временем обернулись громким провалом.

Руководитель британского правительства объявил о своей «добровольной» отставке в тот момент, когда казалось, что однопартийцы вот-вот силой вынесут его из резиденции на Даунинг-стрит. Джонсон пытается предотвратить свое немедленное и насильственное отстранение от власти и погасить политический скандал, разгоревшийся словно пожар на сильном ветру.

Таким образом, по его мнению, появится шанс со временем снова возглавить правительство. Это не запрещено законом, просто не принято, и все британские экс-премьеры придерживались этого неписаного правила. Но столь незначительные преграды, как милые британскому сердцу традиции, Джонсона вряд ли остановят. С другой стороны, он может претендовать и на руководящий пост в какой-нибудь влиятельной международной организации — например, стать генсеком НАТО.

Ложь во имя собственного спасения

Многочисленные скандалы начали преследовать премьера Британии более года назад. Среди обвинений прессы и оппозиции были финансовые претензии, в том числе относящиеся к периоду руководства Лондоном. Однако расследования правоохранительных органов не доказали злого умысла при распределении бюджетных средств.

Главным проступком премьера и его приближенных стало не только злостное нарушение карантина во время пандемии коронавируса, но и попытки скрыть произошедшее. Британские СМИ выяснили, что в декабре 2020 года, когда рядовые британцы не имели возможности выйти из дому, на Даунинг-стрит, 10 была устроена праздничная вечеринка с участием десятков правительственных чиновников. Поначалу Борис Джонсон и его правительство решили, что лучшим способом избежать скандала будет отрицание самого факта проведения застолья.

Дальше — хуже: у пресс-секретаря премьера Аллегры Стрэттон и его советников хватило сообразительности и чувства юмора под видеозапись репетировать брифинг для прессы, где они, хохоча, называли вечеринку деловой встречей с вином и сыром, но без соблюдения социальной дистанции. Видео оказалось в распоряжении телеканала ITV, который продемонстрировал его изумленным избирателям. Стрэттон пришлось уйти в отставку, а правительство выдвинуло новую версию: вечеринка имела место (искренне об этом сожалеем), премьера на ней не было, и он не знал о ее проведении. Сам Джонсон пообещал парламенту провести расследование и наказать виновных.

Однако пресса быстро выяснила, что подобных вечеринок было множество, и ITV раздобыл фотографии, запечатлевшие участие премьера как минимум в одной из них. Поднятые вверх бокалы, стол, заставленный бутылками со спиртным, и разбросанные конфетти не оставляли сомнений: вечер был не только деловым.

Ситуацию усугубляло то, что избиратели искренне верили в заботу правительства о народе, когда был введен жесткий, но такой необходимый карантин. Рейтинг поддержки премьера Джонсона, составлявший в 2019 году около 40%, к апрелю 2020-го (на фоне сообщений о госпитализации премьера в реанимационное отделение из-за коронавируса) взлетел до 60%. Но уже к новому году лояльность Джонсону снизилась втрое, а об отрицательном отношении к работе премьера заявило 66% опрошенных. В результате к оппозиции, требовавшей отставки Джонсона, присоединилась часть его однопартийцев.

В начале июня текущего года состоялось голосование Консервативной партии по вопросу вынесения вотума недоверия своему лидеру. Но 211 депутатов парламента от правящей партии поддержали Джонсона, 148 противников остались в меньшинстве.

Аргументы в поддержку действующего премьера вполне понятны. В 2019 году Джонсон, едва заняв этот пост, добился проведения внеочередных парламентских выборов, на которых Консервативная партия показала лучший результат за последние 32 года — невиданный со времен правления Маргарет Тэтчер, иконы британского консерватизма. Однопартийцы надеялись, что падение рейтинга их лидера — явление временное, а его харизма и кипучая энергия неизбежно переломят негативную тенденцию.

Одним из главных внешнеполитических направлений, которое было призвано порадовать избирателей, оказалось активное противостояние с Россией. Еще в июне 2021 года британский эсминец «Дефендер» вторгся в российские территориальные воды у побережья Крыма. Позже британское правительство объяснило: тем самым оно хотело показать, что не признает российский суверенитет над полуостровом.

После начала специальной военной операции Борис Джонсон дважды побывал в Киеве. Британский премьер и президент Украины Владимир Зеленский подолгу гуляли по улицам украинской столицы, вызывая восторг сопровождавших их журналистов. Великобритания стремилась оказывать Киеву максимальную военную, финансовую и дипломатическую поддержку, зачастую превосходящую помощь со стороны Америки. При этом члены британского правительства прямо заявляли, что они против заключения мирного соглашения между Москвой и Киевом, подталкивая Украину к войне «до победного конца» и требуя от украинцев взять военным путем Донбасс и Крым.

Атака на премьера

Однако расчет консерваторов не оправдался: согласно последнему опросу общественного мнения, количество британцев, поддерживающих Джонсона, снизилось до 19%, а отрицательно оценивающих его работу — возросло до 72%. Среди тех, кто голосовал за консерваторов на парламентских выборах в 2019 году, в Джонсоне разочаровались 52% опрошенных.

Нельзя сказать, что позиция Джонсона по Украине стала причиной падения его рейтинга; скорее, она не смогла остановить этот процесс. Былой успех Джонсона, сломившего внешнее и внутреннее сопротивление и сумевшего вывести Великобританию из ЕС, обернулся новыми проблемами. Неожиданно выяснилось, что если не пускать в страну десятки тысячи иностранных работников (которые после брекзита утратили право на труд в Британии), то некому будет убирать урожай на полях и развозить продукты питания по магазинам.

Бумерангом от злосчастного локдауна и антироссийских санкций британская экономика получила дополнительные удары в виде рекордной инфляции и перспективы возникновения энергетического кризиса.

Помимо этого брекзит дал шотландским сепаратистам повод вынести на повестку дня проведение очередного референдума о независимости. Прошлый плебисцит состоялся в Шотландии в 2014 году. По его итогам 55,3% голосовавших высказались против независимости. Но тогда Британия была членом ЕС и большинство шотландцев было против ее выхода из Евросоюза, куда они теперь могут захотеть вернуться, разорвав братские отношения.

Не добавило ожидаемого оптимизма не только шотландцам, но и всем британцам заявление министра обороны Великобритании Бена Уоллеса о том, что при необходимости «смелые военнослужащие Королевских ВМС готовы выпустить ядерное оружие».

Таким образом, Борис Джонсон превратился из аэростата, поднимающего рейтинг Консервативной партии, в лишний груз, грозящий утащить партию вниз следом за собой.

Соратники Джонсона почти единодушно решили, что пора избавиться от балласта. Согласно действующему законодательству, после провала вотума недоверия премьеру запрещено в течение года повторно выносить этот вопрос на голосование. Однако противники Джонсона заявили, что ради него готовы изменить закон и проголосовать за его отставку в любое время.

Предатели и кандидаты

Формальным поводом для разрыва отношений выбрали первый попавшийся политический скандал. А именно случай с заместителем главного организатора Консервативной партии в палате общин Крисом Пинчером, который в пьяном виде дебоширил и сексуально домогался сразу двух мужчин в лондонском клубе для консерваторов Carlton. Однопартийцы спросили Джонсона, зачем он назначил столь аморального типа на такую высокую должность. Премьер ожидаемо ответил, что не знал об агрессивных повадках однопартийца (хотя, видимо, в партии знали все), но тут же был изобличен во лжи.

Первыми об уходе из правительства в знак несогласия против кадровой политики премьера объявили министр финансов Риши Сунак и министр здравоохранения Саджид Джавид; по странному стечению обстоятельств оба имеют премьерские амбиции и являются выходцами из Британской Индии. Министр ЖКХ Майкл Гоув (имеющий репутацию серого кардинала Консервативной партии) не стал демонстративно уходить в отставку, а посоветовал сделать это премьеру, за что незамедлительно был им уволен.

Джонсон категорически отказывался снимать с себя полномочия, объяснив в парламенте, что не может оставить на произвол судьбы ни Британию, ни Украину. Однако исход из британского правительства принял массовый характер: за два дня уволилось более полусотни высших чиновников. Не помог набор новых министров: едва получив портфель, они начинали требовать отставки премьера и увольняться.

В общем, Джонсон ушел. Кто на смену? Согласно последнему опросу компании YouGo, лидеру оппозиционной Лейбористской партии Киру Стармеру симпатизируют 36% британцев. За ним (34 и 31% поддержки соответственно) следуют Риши Сунак и Саджид Джавид, лишний раз доказавшие, что вовремя предать значит предвидеть. Министр иностранных дел Лиз Трасс пользуется популярностью только у 18% опрошенных.

Без проведения досрочных парламентских выборов ничто не помешает Консервативной партии выбрать преемника Джонсона из своих рядов и не ориентироваться на общенациональные рейтинги. Для выдвижения кандидатов на премьерский пост достаточно заручиться поддержкой восьми из 365 депутатов парламента от Консервативной партии. Затем по результатам рейтингового голосования будут выбраны два претендента на пост партийного главы. Эти два кандидата должны будут провести избирательную кампанию (которая обычно длится менее месяца) среди членов Консервативной партии. По итогам проведенной агитации рядовые члены партии выберут нового лидера.

После этого действующий премьер подаст королеве прошение об отставке, а новый лидер правящей партии получит от монарха мандат на формирование нового правительства, которое должно быть утверждено палатой представителей. По расчетам знающих людей, новый премьер должен появиться примерно к сентябрю-октябрю текущего года. Помешать Джонсону провести еще несколько месяцев в премьерском кресле могут лишь обещанные ранее его однопартийцами поправки к процедуре вынесения вотума недоверия. Однако, во-первых, это тоже требует времени, а во-вторых, добившись согласия Джонсона на отставку, его оппоненты не заинтересованы в дальнейшем обострении внутриполитической борьбы.

Роль личности в истории

Не стоит гадать, на кого из британских премьеров хотел быть похожим Борис Джонсон; достаточно вспомнить, что он написал книгу «Фактор Черчилля: как один человек творил историю». При этом сам Джонсон на посту премьера предпочел плыть по течению, выбирая, как ему казалось, пути наименьшего сопротивления.

В начале пандемии коронавируса британский премьер явно склонялся к шведской модели, не предусматривающей жесткого карантина. Однако в последний момент испугался возможных негативных последствий — и не столько гибели соотечественников, сколько того, что политические оппоненты атакуют его в случае резкого роста заболеваемости и смертности. В итоге — жесткий локдаун.

Ранее, в 2015 году, на посту мэра Лондона Борис Джонсон высказывался по вопросам внешней политики, выступая за сотрудничество с Россией в борьбе с терроризмом в Сирии и оставляя за скобками вопросы Крыма и Донбасса. Эти взгляды резко противоречили внешнеполитическому курсу Джонсона — министра иностранных дел (2016–2018), а также Джонсона — премьер-министра Великобритании.

Злую шутку с премьером сыграла многолетняя дружба с британским предпринимателем российского происхождения Евгением Лебедевым, руководящим изданиями Independent и Evening Standard. Он оказывал медийную поддержку Джонсону на выборах. В 2020 году по представлению премьер-министра Бориса Джонсона Лебедев получил пожизненное пэрство в палате лордов Великобритании, а королева Елизавета II присвоила ему титул барона.

Дополнительную интригу вносит тот факт, что отец Лебедева Александр с 1987 по 1991 годы был прикомандирован к советскому посольству в Лондоне в качестве офицера внешней разведки КГБ СССР. По утверждению газеты Sunday Times, британские спецслужбы считали, что Евгений Лебедев представляет угрозу национальной безопасности, и эта рекомендация якобы была отозвана после личного вмешательства премьера Бориса Джонсона. На прошлой неделе, выступая в парламенте, Джонсон признал, что действительно неоднократно встречался с Александром Лебедевым без третьих лиц — в том числе когда занимал должность министра иностранных дел.

Такого рода обстоятельства подсказывали Джонсону необходимость избавиться от малейших подозрений в «излишней» симпатии к России. И лучшим аргументом представлялась радикальная антироссийская политика.

Бессистемность, эксцентричное поведение, личные взгляды и упорное нежелание расставаться с властью — этими своими качествами Джонсон отчасти мог бы напоминать президента США Дональда Трампа, который тоже проиграл высший пост. Однако Трамп сохранил большинство сторонников (а значит, и шансы вернуться во власть), поскольку не дал им повода сомневаться в стойкости своих взглядов. Между тем Джонсон наступил на горло собственной песне в надежде угодить политическому истеблишменту и проявил упорство лишь в нежелании покидать кабинет.

В результате бывший премьер утратил как доверие избирателей, так и лояльность своей партии. И в этом Джонсон, скорее, походит на действующего президента США Джо Байдена, который также винит Россию во всех своих бедах и успел разочаровать в себе не только сторонников, но и однопартийцев.