Например, на прошлой неделе появились сведения о том, что предприниматель Йозеф Лиокумович покупает 27 гипермаркетов OBI в России за 600 рублей, а завод «АйСиЭм Гласс» перешел под полный контроль директора Филиппа Ильина-Адаева. Много сделок в связи с уходом иностранцев готовится, и до последнего момента они остаются «в тени» — деньги любят тишину. Так или иначе, за последние месяцы прошли десятки сообщений о сделках M&A в России. Активность на рынке слияний и поглощений наивысшая с 2008 года. Кто-то покупает завод, кто-то розничную сеть, гостиницы и рестораны. Рынки, занятые иностранцами еще в 1990-е, особенно в сфере потребления и услуг, резко освобождаются.
Засилье иностранного капитала в России неоднородно. Иностранцев методично зачистили в отрасли нефти и газа — последние очаги вольницы 1990-х в виде соглашений о разделе продукции («Сахалин-1 и 2) сейчас быстро исчезают. Но, например, иностранцы почти полностью контролируют табачную отрасль страны, производство легковых автомобилей, их было много в золотодобыче, нефтесервисе. Чувствовалась острая конкуренция в гостиничном и ресторанном бизнесе, товарах повседневного спроса.
Среди компаний, представленных в рейтинге крупнейших компаний страны «Эксперт-400», ежегодно порядка 20% — дочки иностранных корпораций. Бизнес многих из них не локализован, зачастую это торговые представительства. Так, по данным ЦБ, в России работает около 30 тыс. иностранных предприятий, поставляющих свою продукцию, из них локализовано лишь пять тысяч.
90% компаний с иностранным участием — это бизнес из недружественных стран. Конечно, уйдут далеко не все. Но можно говорить о нескольких тысячах бизнесов, которые в ближайшее время сменят владельцев. В основном это крупные и средние предприятия.
В России можно выделить две основные категории покупателей активов уходящих иностранцев — российские стратегические инвесторы (компании и физлица) и локальный менеджмент (management buyout). На последнюю группу приходится порядка трети сделок, оценили в Aspring Capital.
Менеджмент, купивший бизнес ушедших иностранцев, — это новый класс российских капиталистов. Для них это уникальный шанс вдруг превратиться из наемного сотрудника или среднего предпринимателя в собственника выстроенного и отлаженного бизнеса — переместиться в де-факто доселе закрытую страту олигархов.
Такой менеджер или бизнесмен подчас берет на себя неподъемный кредит. Даже если сделка происходит за один рубль, необходимо много тратить на восстановление деятельности, изменение схем поставок, пополнение складских запасов, погашение долгов по зарплатам и аренде. Такой менеджер вгоняет себя и компанию в долги в условиях проведения СВО и повсеместных санкций и ограничений — при очень высокой стоимости денег внутри России.
Есть и санкционные риски: даже не находясь сейчас под рестрикциями недружественных стран, став собственником завода-парохода, такой менеджер уже в ближайшем будущем может быть закатан в асфальт бюрократией западных государств: его активы (если они есть) в этих странах будут заморожены, а въезд в Европу и США закрыт.
Более того, новые собственники бизнеса в России прекрасно знают, как устроена российская Фемида, насколько непредсказуем российский Минфин в своей фискальной политике и сколь изменчива региональная политика. Однако люди все равно рискуют, понимая, что это уникальный шанс стать российским капиталистом новой волны. Занять свою долю на огромном российском рынке. И они идут на это, формируя новый класс действительно патриотичных бизнесменов.
Сложившаяся ситуация — шанс для российской экономики. Это путь к самоочищению и становлению капитализма в истинном, а не чубайсовском прочтении. Новая волна российских бизнесменов, наблюдая плачевный опыт капиталистов первой волны, точно не повезет заработанные в России деньги в юрисдикции недружественных стран. А значит, прибыли останутся здесь, будут работать на нашу страну — это огромный инвестиционный ресурс. А именно инвестиции не государственные, не нефтегазовые в остром дефиците в России.
Конечно, бизнесмены не альтруисты. Покупая активы уходящих, новый собственник часто получает отлаженный по лучшим мировым стандартам бизнес-механизм: лучшие технологии, оборудование, компетенции, ноу-хау и самое главное — доли рынка. Это прекрасная стартовая позиция для экспансии, как на территории России, так и в дружественные страны. Эти бизнесы не нефть, уголь или металлургия, а бизнесы добавленной стоимости — машиностроение, сфера услуг, розница. И с этой точки зрения новые бизнесмены — носители другой философии и культуры. Некоторые из них сами стояли у истоков создания предприятий в России, работая на иностранный капитал.
Удивительным образом, но именно сейчас, благодаря СВО, в России куется новая экономическая элита. Она многочисленнее небольшой группы олигархов первой волны, она, может быть, намного компетентнее, патриотичнее, но и циничнее. Сегодня несколько сотен семей рискуют всем, чтобы уже в следующем десятилетии определять экономический, социальный, а в конечном счете политический ландшафт России.