Тайвань — это уникальный пример территории, которая всего за несколько десятилетий сумела вырваться из аграрного уклада и очутиться в ряду наиболее передовых экономик мира. Сегодня сравнительно небольшой остров занимает 21-е место по уровню ВВП (номинал), является 15-м поставщиком по величине экспорта и известен как главный поставщик полупроводников и микросхем. При этом по уровню демократии в рейтинге The Economist Intelligence Unit Тайвань занимает восьмое место.
О том, как устроено тайваньское общество, почему к визиту Нэнси Пелоси на острове отнеслись с патриархальным спокойствием и как местные жители готовятся к гипотетическому конфликту с КНР, «Эксперт» поговорил с жителем Тайваня Андреем Дагаевым — китаеведом, магистрантом Института восточноазиатских исследований Государственного университета Чжэнчжи.
— Как на Тайване отреагировали на визит Нэнси Пелоси? Чувствовалось ли на острове напряжение в связи с угрозой серьезной эскалации?
— На самом деле к визиту Пелоси было приковано больше внимания в мире, чем на самом Тайване. Никакой напряженности тут не ощущалось. Даже повышенные меры безопасности приняты не были.
— С чем связано такое спокойствие?
— Тайваньцы просто адаптировались к этому информационному фону. Они уже не первый год живут под этим давлением. И понимают, что Китай, пользуясь китайскими идиомами, — это бумажный тигр. Он угрожает, говорит, что если вы проявите сепаратистскую активность, то мы вам покажем. Но вот когда дело доходит до действий… Это начинает расстраивать даже самих материковых китайцев.
На острове сейчас обсуждаются два события. Во-первых, в конце ноября на Тайване пройдут выборы в местные заксобрания и выборы мэров крупных городов. И сейчас разгорелась дискуссия по поводу того, что один из кандидатов от правящей партии на пост пятого по величине города острова — Таоюаня — сплагиатил свою научную работу. Причем Тайваньский национальный университет, аналог нашего МГУ, признал это, но правящая партия продолжает его защищать. И вот тайваньцы очень живо это обсуждают.
А во-вторых, обсуждают месячник духов, когда по обычаю выставляют всякую снедь перед зданиями и молятся предкам.
— Что это за обычай?
— В тайваньском обществе очень сильны народные верования. Несмотря на сплав различных религий — буддизма, даосизма, переплетения иных синкретических культов, тайваньцы молятся духам местности, например духу улицы, духу угла, духу дома. И сейчас, в седьмой месяц по лунному календарю, они их задабривают. Выставляют лари или столешницы перед зданиями и расставляют на них еду или сжигают ритуальные деньги, чтобы у предков на том свете было все в достатке.