Гражданская «оборонка»

22 августа 2022, 00:00

У Вооруженных сил РФ и оборонно-промышленного комплекса страны два важных шоу ежегодно. Первое проходит 9 мая на Красной площади и называется парадом, второе — в третью неделю августа в подмосковном парке «Патриот» и на близлежащих площадках и называется «международный военно-технический форум “Армия”».

ЛАДИСЛАВ КАРПОВ/ТАСС
Форум «Армия» стал популярным местом семейного досуга
Читайте Monocle.ru в

Изначально задуманный как витрина «Ростеха», площадка для общения и переговоров специалистов других производителей вооружения и одновременно как шоу для популяризации армии и «оборонки», форум с самого начала стал популярным местом семейного досуга. Число посетителей «Армии» растет от года к году: если в 2019-м ее посетило чуть более миллиона человек, то в 2021-м их число превысило 1,7 млн. В этом году ожидается уже в районе 2 млн. Наибольший поток наблюдается в последние три дня, когда «Армия» открыта для всеобщего посещения, хотя демонстрационные мероприятия проводятся всю неделю. Танковый биатлон, показательные полеты, полигонные демонстрации на внешних площадках — и «ликбез» по служебному собаководству, просветительские акции и детские аттракционы на территории выставочного комплекса.

За кулисами шоу — круглые столы, питч-сессии и конференции по вопросам вооружения, оборонных инноваций и жизнеобеспечения (в частности, безопасности дорожного движения) армии. Дискуссии специалистов с участием коллег из «гражданских» сфер, от промышленного дизайна до водолазного дела.

А между шоу и конференциями — собственно выставка. Интересная в основном для имеющих отношение к узким специализациям военного дела и оборонной промышленности. Громких «военных» премьер в этот раз не случилось, «Армату» или Су-57 показывали широкой публике не первый раз, а потенциал каждого из примерно сотни беспилотников самого разного «калибра» (большинство из них прототипы или вовсе модели) могли оценить немногие профессионалы. Впрочем, были также экспонаты двойного назначения, интересные и для «гражданки». Например, пусть и в виде масштабных моделей, но на стенде Уральского завода гражданской авиации были показаны перспективные региональные самолеты ТВРС-44, причем сразу и в базовой версии, и в модификации с грузовой рампой и увеличенной на 1,5 тонны взлетной массой. Последняя, видимо, призвана стать более легкой альтернативой Ил-112.

Интересные наземные машины были представлены в масштабе один к одному. В частности, прототип двухосного (4 × 4) «Урала-4360» грузоподъемностью четыре тонны, призванный заполнить нишу между 2,6-тонным газовским «Вепрем» и сугубо военным «Уралом-66» той же грузоподъемности. Новые мосты (передний — на двойных пружинах вместо рессор), новый укороченный капот, дизель мощностью 240 лошадиных сил — все это указывает на кардинальную переработку платформы «Урала-Next». По заявлению пресс-службы завода, эта и другие новинки позволят нарастить продажи в 1,7 раза: с планируемых в этом году 9,4 тыс. до 16 тыс. в год к 2025-му. Были на стенде завода и экспериментальные машины, в частности беспилотный грузовик на основе «Урала-66».

Еще одна автомобильная новинка — дальнейшая эволюция «русского Хаммера», небронированной версии внедорожника «Стрела», совместной разработки МГТУ имени Н. Э. Баумана и нижегородской Военно-промышленной компании (ВПК) на агрегатах еще не выпускаемого «Соболя 4 × 4». В этот раз показали машину с оригинальным кузовом, без использования панелей «Газели», но только в виде макета, с глухими дверными стеклами (видимо, из-за неготовности салона). О перспективах серийного производства заводчане сообщить затруднились. Как и о будущем «нормальных», бронированных, машин семейства ВПК «Стрела», задуманных как легкая (и вдвое более дешевая) альтернатива стоящим на вооружении броневикам «Рысь».