Европейское газовое эмбарго подталкивает нас к тому, чтобы использовать европейские экспортные объемы в самой России: производить СПГ, удобрения, газохимическую продукцию, догазифицировать домохозяйства. Это крайне амбициозная задача, по масштабу и сложности сопоставимая с созданием Западно-Сибирского нефтегазового комплекса в 1960‒1980-е годы
Эпидемия нефтегазового психоза в так называемых недружественных странах продолжает развиваться. Участники G7 (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония и США) намерены ввести потолок цен на российскую нефть к 5 декабря.
Этот шаг усилит дальнейшую разбалансировку мировых нефтегазовых потоков, тем самым вызывая малопредсказуемые для всех игроков рынка реакции. Участники G7 окончательно забетонировали идеалы «свободного рынка» и «свободной конкуренции», а также реалии свободного доступа к энергоресурсам, включая СПГ, и переработанной углеводородной продукции. Что, несомненно, скажется на ценах и других существенных факторах, которые обязательно проявятся в мировом энергетическом поле.
Хотите убрать с него Россию, одного из трех крупнейших мировых игроков? Тогда получите перекос всей системы — нефтяной, газовой, ценовой, экономической. Да, такой перекос, возможно, выгоден США, но другим странам, в том числе партнерам по G7, он вряд ли выгоден. А остальным участникам рынка тем более.