«Если США взорвали русский газопровод, то Россия оставит мир без интернета»: по мнению некоторых зарубежных аналитиков, после подрыва «Северных потоков» Россия имеет моральное право оставить мир без интернет-трафика путем подрыва расположенных в толще океана телекоммуникационных линий. «Если мы действительно взорвали трубопроводы “Северный поток”, почему бы России не перерезать подводные интернет-кабели? — предположил, например, американский политический обозреватель телеканала Fox News Такер Карлсен. — Если банки Лондона и Нью-Йорка не смогут передавать информацию друг другу, наступит финансовый крах, который способен опустить Америку до уровня стран третьего мира». Теоретически перерезать с помощью подводных аппаратов беззащитно пролегающие по дну линии связи и в одночасье оставить мир без интернета — вполне осуществимая задача. Но при ближайшем рассмотрении реализовать такую угрозу не так просто.
Интернет уходит под воду
«Люди думают, что интернет находится где-то в облаках, а на самом деле он под водой», — полушутя констатируют факт специалисты по технологиям передачи данных. Действительно, более 90% мирового интернет-трафика так или иначе связано с подводными каналами связи, которые весьма плотно окутали планету. По данным международной аналитической компании TeleGeography, в настоящее время под водами морей и океанов проложено 530 важных коммуникационных трасс общей протяженностью 1,3 млн километров. По ним на огромных скоростях происходит обмен гигантскими объемами данных между странами и континентами. Информация эта критически важна для работы бирж, банков, транспорта, торговли, промышленности и большинства других мировых отраслей экономики.
Подводная трансконтинентальная телекоммуникационная инфраструктура начала формироваться в середине XIX века. Тогда Великобритания первой попыталась проложить подводную телеграфную линию через Атлантический океан, чтобы соединить Европу и Северную Америку. Первые попытки были неудачными: агрессивная морская среда безжалостно уничтожала неспособные противостоять ей провода. Но затем дело наладилось: ученые, среди которых, например, известный английский физик Майкл Фарадей, сумели найти материалы, способные обеспечивать сохранность кабеля в морях. В 1870 году британской Восточной телеграфной компании удалось связать с помощью телеграфного кабеля Лондон и Бомбей, а в 1876-м британская столица уже имела проводное подключение к Сингапуру, городам Китая, а также к Австралии и Новой Зеландии.