Премьеры сезона 2022/23

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
10 октября 2022, 00:00

Самые ожидаемые театральные проекты, которые можно будет увидеть в новом сезоне

ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ТЕАТРА НАЦИЙ
Первая премьера сезона-2022/23 в Театре Наций — «Саша, привет!» с Игорем Гординым и Натальей Вдовиной в главных ролях
Читайте Monocle.ru в

Это открытие сезона в театрах — первое после полного снятия ограничений, связанных с пандемией. Позади два года, когда театрам приходилось играть спектакли с полупустыми залами и отказывать зрителям в посещении театра при отсутствии у них QR-кода. Несмотря на то что им удалось оказаться в привилегированном положении по отношению к кинотеатрам — тем пришлось работать в куда более сложном режиме, — для экономики театров затяжной пандемийный период не прошел бесследно. По оценке Агентства креативных индустрий, доход театров от показа спектаклей только в 2020 году упал на 15%. При этом объем государственного субсидирования со стороны федеральных и региональных властей практически не менялся и составлял в 2017–2020 годах около 20 млрд рублей в год. Темпы восстановительного роста, по экспертным оценкам, составят приблизительно 50% от роста в сезоне 2018/19. С учетом новых обстоятельств объем рынка, по прогнозам АКИ, может восстановиться до допандемийного уровня к 2024 году.

От ABBA к «Секрету»

Дмитрий Богачев, основатель компании «Бродвей Москва», в самый разгар пандемии инициировал постановку «Шахматы» на либретто, написанное Тимом Райсом на музыку членов группы ABBA Бьорна Ульвеуса и Бенни Андерссона. Премьера состоялась осенью 2020 года. Сейчас на сцене театра МДМ идут его финальные показы. За два года проката на мюзикл, по данным MTC Live, удалось продать полмиллиона билетов. С учетом пандемийных ограничений, которые позволяли продать только половину всех возможных билетов, этот результат сопоставим с показателями «Призрака оперы». Тогда после двух лет проката Дмитрий Богачев рассказал, что на мюзикл был продан миллион билетов на сумму два миллиарда рублей, что и по сей день является абсолютным рекордом для московской театральной индустрии. В этом году «Бродвей Москва» в партнерстве с компаниями МТС live и Yandex выпускает мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой», в основу которого легли песни бит-квартета «Секрет». Пьесу написал драматург Сергей Калужанов. Предпочтение отечественного драматургического и музыкального материала — примета нынешнего сезона.

Поставит мюзикл опытный, но еще не успевший отметиться авторскими работами на крупных сценических площадках Михаил Миронов. Художественный руководитель постановки — Евгений Писарев, один из самых востребованных режиссеров как в музыкальном, так и драматическом театре. Основной состав — недавние выпускники театральных вузов. В одной из ролей в мюзикле на сцене появится Анастасия Стоцкая.

МХТ Константина Хабенского

Художественный руководитель МХТ Константин Хабенский, в первый раз открывая сезон в новом качестве, заявил, что спектакль Дмитрия Крымова «Сережа» как шел на сцене театра, так и будет идти вне зависимости от обстоятельств. Он сам будет играть роль Каренина вместо покинувшего театр и Россию Анатолия Белого. На сборе труппы Хабенский объявил, что в данный момент считает невозможным показ спектаклей, в которых есть ирония над военными действиями, но какие именно спектакли он имел в виду, уточнять не стал. В 120-м по счету сезоне он пообещал в общей сложности четырнадцать премьер. Уже состоявшиеся: «Омон Ра» по Виктору Пелевину и «Новая оптимистическая трагедия» в постановке Константина Богомолова, который, помимо того что возглавляет Театр на Бронной, успевает работать на ключевых площадках Москвы и Санкт-Петербурга.

Из других проектов, заявленных Константином Хабенским, интригует спектакль «Западная пристань» по пьесе французского драматурга Бернар-Мари Кольтеса в постановке Анатолия Васильева — режиссера, ставшего сенсацией еще в советский период, после увольнения его из основанной им «Школы драматического искусства» минимизировавшего театральную деятельность на территории России. В конце 2019 года Васильев в интервью «Эксперту» заявил, что уходит из театра и будет заниматься только кино. То, что Хабенскому удалось уговорить режиссера сделать новый спектакль, — его продюсерское достижение. Сам Константин Хабенский сыграет в постановке еще совсем недавно возглавлявшего Театр Романа Виктюка Дениса Азарова по классической пьесе Антона Чехова «Дядя Ваня». В какой роли, он решил не уточнять. Но не исключено, что он собирается примерить образ дяди Вани вслед за уже успевшими это сделать Евгением Мироновым и Сергеем Безруковым.

Без Римаса Туминаса

Едва ли не основной и равносильный конкурент МХТ имени Чехова — Театр имени Вахтангова — вступает в этот сезон без своего многолетнего художественного руководителя Римаса Туминаса. Перед уходом он сотворил одну из своих самых масштабных постановок — спектакль «Война и мир», которая по-прежнему идет на сцене театра. Директор театра Кирилл Крок не допускает даже сомнений в том, что этот спектакль может по каким-то причинам исчезнуть из его афиши. Имя того, кто мог бы заменить Туминаса в качестве художественного руководителя театра, не обсуждается. Юрий Бутусов остается на прежней позиции — главного режиссера театра. Ключевой фигурой в Театре имени Вахтангова стал Кирилл Крок, в свое время приглашенный самим Римасом Туминасом и проработавший с ним в паре двенадцать лет.

В 102-м сезоне Театр имени Вахтангова пообещал больше десяти премьер. Кирилл Крок намерен продемонстрировать, что и в отсутствие Римаса Туминаса театр сможет сохранить статус и степень зрительского интереса к своим постановкам, которая последние десять лет только возрастала. Задача создать постановку, которая привлекла бы повышенное общественное внимание, теперь ложится на плечи Юрия Бутусова — одного из рекордсменов по количеству номинаций и побед на фестивале «Золотая маска». На январь запланирована премьера его спектакля «Идиот». Работа над ним началась еще в конце прошлого сезона. Потенциальным хитом может стать «Амадей» по пьесе Питера Шеффера. Главные роли сыграют звезды театра и кино Алексей Гуськов и Виктор Добронравов. Премьера запланирована на март следующего года. Ближе к концу сезона запланирована премьера спектакля по пьесе Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано». В главных ролях актеры повышенной медийности: Нонна Гришаева и Григорий Антипенко.

Москва

Еще одна премьера Юрия Бутусова должна состояться на сцене Театра Наций в мае следующего года. Здесь режиссер возьмется за пьесу Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн». Восьмидесятипятилетний британский драматург — один из немногих европейцев, кто и сейчас остается благожелательным к российским театрам и дает им разрешение на постановку своих пьес. Кроме того, на Основной сцене в ноябре ожидается премьера спектакля «Кто боится Вирджинии Вульф» в постановке одного из самых востребованных режиссеров в отечественном театре Даниила Чащина. В спектакле занят художественный руководитель театра Евгений Миронов. В других ролях — Агриппина Стеклова и Мария Смольникова. Еще одна премьера Основной сцены Театра Наций — «Мадам Бовари» — запланирована на июнь следующего года. Спектакль, в основе которого лежит роман Гюстава Флобера, ставит Андрей Прикотенко. Главные роли в спектакле играют Александр Семчев и Александра Ревенко. На Малой сцене уже состоялась премьера спектакля «Саша, привет» по пьесе модного драматурга Дмитрия Данилова. Ожидаются «Terminal 3» по пьесе Ларса Нурена в постановке Никиты Кобелева и «Предварительные итоги» по прозе Юрия Трифонова, над которыми работает Светлана Землякова.

В Театре имени Пушкина в этом сезоне сразу два спектакля будут поставлены по пьесам Михаила Булгакова, и оба — художественным руководителем театра Евгением Писаревым. Уже в ближайшие дни будет показан спектакль «Багровый остров», а в апреле зрители увидят «Зойкину квартиру» с Александрой Урсуляк в главной роли. РАМТ уже показал красочную премьерой «Острова сокровищ» в постановке Александра Коручекова, и обещает показать «Леопольдштадт» Тома Стоппарда, над которым работает художественный руководитель театра Алексей Бородин.

Театр имени Моссовета встречает сотый сезон. Евгений Марчелли пообещал три спектакля в собственной постановке (всего на этот сезон в театре запланированы девять премьер), и один из них — «Шекспиргамлет» — уже выпущен. Еще в двух он тоже намерен обратиться к классической драматургии: «Маскарад» Михаила Лермонтова и «Бесприданница» Александра Островского.

Санкт-Петербург

Среди самых ожидаемых санкт-петербургских театральных премьер — спектакль Льва Додина в МДТ — Театре Европы «Чайка» с Елизаветой Боярской в роли Ирины Аркадиной. Она состоится уже в октябре.

Художественный руководитель БДТ Андрей Могучий обещает поставить в новом сезоне спектакли «Скромное обаяние буржуазии» по сценарию Луиса Бунюэля и Жана-Клода Каррьера и спектакль по сборнику рассказов «Завирухи Шишова переулка» Эдуарда Кочергина, который уже полвека занимает в театре должность главного художника. Кроме того, Андрей Могучий сказал, что у него есть идея нового спектакля с Алисой Фрейндлих в главной роли.

Национальный драматический театр (Александринский театр), открыл сезон большой премьерой — спектаклем Валерия Фокина «Один восемь восемь один». Среди грядущих премьер — спектакль по пьесе Шекспира «Отелло» в постановке главного режиссера театра Николая Рощина и пушкинская поэма «Руслан и Людмила» в постановке Антона Оконешникова.

***

В новом сезоне российскому театру, до сих пор остававшемуся одной из самых устойчивых структур, придется пройти через череду испытаний. Одно из них — активизировавшийся в прошлом году процесс слияний и поглощений, который в основном выглядит всего лишь как присоединение небольших театров к более крупным. В этом процессе все реже прослеживается какая-то внятная логика. Например, Театр имени Моссовета встречает этот сезон, объединившись с театром МОСТ. Что именно их связывало друг с другом до этого момента, кроме наличия одних и тех же букв в названиях, непонятно.  Еще одно испытание — прекращение культурного экспорта на европейский рынок и нарастающий разрыв всех международных связей. Российский театр от этого не станет хуже, но его трансформация, которая и так была неизбежной, может оказаться более болезненной, чем могла бы быть.