Икону монументального соцреализма «Булыжник — оружие пролетариата» Иван Шадр впервые выставил в 1927-м. С тех пор это один из самых растиражированных образов из созданных советскими скульпторами. С ним может соперничать разве что «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Но если ее скульптура продемонстрировала в 1937 году на Парижской выставке сплоченность социалистического общества и устойчивость созданной им экономики, то работа Шадра отражает динамику социальных процессов в России, резко ускорившихся в начале XX века. Его рабочий, полуобнаженный, в штанах и в башмаках без шнурков, пытается оторвать камень от земли. При этом не упускает из виду цель, которую намерен поразить. Скульптор приложил весь свой талант, чтобы убедить зрителей: его герой в состоянии превратиться в метательное оружие. Автор наделяет его такой уверенностью в себе, что кажется, будто тот и в самом деле сейчас легко поднимет внушительный на вид снаряд и запустит так далеко, как посчитает нужным.
Этот образ почти повторит художник другого поколения — Гелий Коржев. Он сделает образ более правдоподобным: мускулистая фигура рабочего угадывается сквозь рубашку, тот поднимает с мостовой знамя — жест, визуализирующий продолжающуюся революцию (концепция, актуальная для советского общества начала шестидесятых). Это тот же персонаж, только от него уже не требуются физические сверхусилия — достаточно найти в себе решимость поднять красное полотнище, выпавшее из рук предшественника, и пойти тем же путем. Тогда как пролетарий Шадра — античный герой, меняющий ход человеческой истории и наделенный сверхчеловеческой мощью. Поэтому он вылеплен с обнаженным торсом: как иначе продемонстрировать его энергию? В галерее античных образов, получивших скульптурное воплощение в начале XX века, его наиболее очевидный прообраз — «Мыслитель» наставника Ивана Шадра Огюста Родена. В интерпретации ученика «Мыслитель» вышел из медитации и перешел от размышлений к действию.
Счастливчик