В № 3 журнала «Социологическое обозрение» вышла статья («Факультативные группы, невидимые индивиды: трансформация социальных отношений в новой технологической реальности») о взаимоотношениях между человеческим обществом и цифровой коммуникационной средой. Ее авторы, Руслан Хестанов и Александр Сувалко из Института исследований культуры Высшей школы экономики, претендуют на то, чтобы показать теоретическую наивность и эмпирическую неполноту большинства исследований по этой теме и предлагают новые подходы к ней.
По умолчанию и пользователи, и разработчики, и исследователи интернета употребляют понятие «сообщество» для различных групп в интернете, некритично перенося это понятие из доинтернетовской социологии, и вообще полагают виртуальный мир отражением или замещением реального.
Социологи и маркетологи часто видят человека как его цифровой след, а социум — как совокупность интернет-сообществ. Понятие «сообщество» и в большой социологии имеет большую историю, и это приводит к тому, что мы за любой группой в соцсетях видим некий социологический феномен. Как пишут авторы статьи, «понятие сообщества имело политико-правовую значимость, поскольку позволяло обосновать справедливую конституцию и новую систему права через моральную независимость и политическую автономию ассоциаций гражданского общества от государства и от рыночной стихии». Ее перенос на интернет-сообщество подспудно несет определенную идеологию, примерно такую: мы все — и люди, и общество — уходим без остатка в интернет, там наше «настоящее».