«Урал» и «Якутия» — второе и третье серийные судна проекта 22220. Первое серийное, «Сибирь», уже выполняет свою работу в составе группировки из шести судов, четыре ледокола в которой еще советской постройки, устаревшие морально и изношенные физически, на замену им и предназначены новые корабли.
Длина новых судов — 173,3 метра, мощность на валах — 60 МВт, минимальное водоизмещение — 26 771 тонна, льдопроходимость — 2,8 метра, экипаж — 54 человека. Благодаря такой конструктивной особенности, как переменная осадка, эти ледоколы могут работать и в глубокой воде, и на мелководье в руслах сибирских рек, что расширяет возможности обслуживания Северного морского пути, а также сопровождения арктических экспедиций.
Всего в данной серии намечено создать шесть серийных судов: четвертое, «Чукотка», находится в стадии строительства, контракты еще на два представители Минпромторга России обещают подписать до конца этого года.
Разработчик серии — ЦКБ «Айсберг», постройка — Балтийского завода, силовая установка и другие компоненты тоже разработаны и изготовлены в России. Именно импортозамещением силовой установки (изначально предполагалось строить паровые турбины в Харькове, но в 2014-м пришлось передать заказ петербургскому «Киров-Энергомашу») в первую очередь вызван перенос сдачи судов примерно на два года.
Суда проекта — самые большие и мощные ледоколы в мире. Для сравнения: легендарные советские ледоколы проекта 1052 «Арктика», тоже рекордсмены своего времени, один из которых до сих пор эксплуатируется на Севморпути, имеют водоизмещение в полтора раза меньше, на 20% ниже мощность и льдопроходимость 2,25 метра. А вскоре к новичкам присоединятся еще более крупные суда проекта 10510 «Лидер», разработанные в том же ЦКБ «Айсберг».
Головное судно, «Россия», два года строится на верфи «Звезда» в Приморском крае. Его длина — 209 метров, мощность на валах — 120 МВт, что даст возможность преодолевать ровным ходом льды до 4,3 метра толщиной. Это позволит поддерживать судоходство в Арктике круглогодично, сделав, таким образом, Северный морской путь полноценной альтернативой Суэцкому каналу за счет меньшего на 40% расстояния и на 20–30% более короткого времени в пути по сравнению с привычным морским перевозчикам маршрутом. Пока же целевой показатель перевозок по маршруту — 80 млн тонн в 2024 году. Рост намечен немалый в сопоставлении с объемами перевозок прошлых лет: в 2017 году было перевезено 10,7 млн тонн, в 2020-м — 33 млн. Но пока это крохи, если сравнивать с объемами перевозок по Суэцкому каналу, достигающими 1,2 млрд тонн в год.