Тема исламского терроризма в последние годы стала уходить с передовиц центральных СМИ: снизилось число резонансных терактов в Европе, канул в Лету «вечный» Халифат* на территории Сирии и Ирака, треснул единый «джихадистский фронт» в Африке. От былой славы радикалов не осталось и следа.
На этом фоне все громче стали звучать жизнеутверждающие лозунги: эра «глобального джихада» оказалась недолгой, а сама угроза — надуманной. Более осторожные, впрочем, предпочли говорить, что исламский терроризм никуда не исчез, однако радикальному подполью был нанесен сокрушительный удар, оправиться от которого оно уже едва ли сможет.
Между тем ставить точку в «скрытой войне» пока рано. Террористы хоть и терпят поражение за поражением и грызутся между собой, но по-прежнему обладают достаточным потенциалом для нанесения болезненных ударов, чтобы напомнить о себе. Так что не лишним будет понять, откуда миру следует ждать очередного выпада.
Конкурирующие «Халифаты»
Для начала сузим ракурс нашего исследования и поведем речь исключительно о «повсеместно признанных» радикальных исламистских группировках — это в первую очередь «Аль-Каида»* и ИГИЛ*, а также их многочисленные «филиалы» и региональные союзники. Иные «неоднозначные» движения (например, йеменские хуситы или Рабочая партия Курдистана) в качестве террористов в данном случае не рассматриваются в силу спорности их статуса.