Массовые протесты в Китае

5 декабря 2022, 00:00
EPA/MARK R. CRISTINO
Остается открытым главный вопрос: зачем китайские власти затеяли этот вредный для экономики и социально опасный эксперимент?

В то время как весь мир махнул рукой на коронавирус, переведя его в разряд обычных заболеваний, на родине ковида продолжается нешуточная борьба с ним, в жертву которой приносится экономическая, социальная и даже политическая стабильность Китая. Из-за политики нулевой терпимости к ковиду, жестко проводимой китайскими властями, в строгой изоляции удерживаются десятки миллионов человек. Для убедительности «медики» в белых халатах, следящие за соблюдением карантина, вооружены полицейскими дубинками, наручниками и даже автоматами. О серьезности намерений китайских властей свидетельствовал факт спешного строительства карантинного лагеря в городе Гуанчжоу, рассчитанного на содержание около 100 тыс. человек. Очевидно, что на строгий карантин предполагалось отправлять тех, кто не соблюдает изоляцию по месту жительства или работы. Единичные случаи неповиновения жестко пресекали, но в последние дни ситуация начала выходить из-под контроля.

Первые массовые акции протеста вспыхнули на фабрике крупнейшего сборщика iPhone компании Foxconn Technology Group в городе Чжэнчжоу, на которой в карантинной изоляции оказались десятки тысяч человек. Столкнувшись с нехваткой еды и медикаментов, работники пытались вырваться на свободу, вступая в драки с силовиками.

Затем последовал пожар в многоэтажке города Урумчи, ее обитатели не смогли покинуть опечатанное на карантин здание, а возведенные для сдерживания жителей города заборы помешали пожарным быстро подобраться к горящему дому. В результате погибли десять человек. Этот случай стал поводом для начала массовых протестов во множестве китайских городов, в том числе в столице, активными участниками которых стали студенты. В ходе митингов, направленных против карантина, начали раздаваться политические требования: об отставке председателя КНР Си Цзиньпина и упразднении Коммунистической партии Китая. Иногда митинги перерастали в рукопашные бои между протестующими и стражами порядка. Власти старались жестко пресекать не только сами выступления, но и распространение информации о протестах. В Шанхае полицейские избили освещавшего протесты корреспондента британской BBC Эда Лоуренса.

Однако китайские власти, впервые столкнувшись с невозможностью скрыть происходящее и подавить протесты без применения более жестких средств, пошли на попятную. Вице-премьер правительства Китая Сунь Чуньлань (курирующая здравоохранение) заявила, что штамм омикрон ослабевает. Это заявление можно рассматривать как намек на скорое ослабление и карантинных мер. Reuters со ссылкой на собственные источники также сообщил о готовящемся смягчении карантина.

Примечательно, что протестующих поддержали власти и СМИ западных стран, которые еще недавно сами силой разгоняли протесты против карантина и клеймили его противников. Премьер-министр Канады Джастин Трюдо, давший команду избивать протестующих и блокировать их банковские счета во внесудебном порядке, не краснея заявил, что «канадцы пристально наблюдают» за происходящим в Китае, а граждане Китая «должны иметь возможность протестовать».

Остается открытым главный вопрос:­ зачем китайские власти затеяли этот вредный для экономики и социально опасный эксперимент? Официальная версия: власти опасаются распространения заболеваемости ковидом и ради этого жертвуют экономическим ростом, рискуя спровоцировать революцию, — малоубедительна. Опыт Швеции и Белоруссии, отказавшихся от карантинных мер, доказал, что многомесячная изоляция заболевших и здоровых людей слабо влияет на темпы распространения заболевания и практически не влияет на смертность от него. Единственным логичным объяснением может служить попытка китайских властей на практике узнать, насколько они способны контролировать общество в кризисных ситуациях. Ведь при обострении конфликта с США Foxconn Technology Group и многие другие предприятия, работающие на экспорт, закроются из-за санкций, а лишившиеся работы китайцы могут начать активно выражать недовольство происходящим.